х губерниях существовал когда-то такой обычай. Перед жатвой одна из самых старших и уважаемых деревенских хозяек отправлялась ночью в поле и сжинала там первый в году сноп. Затем ставила его на землю и трижды обращалась со словами молитвы к святой Параскеве, прося матушку Пятницу о начале и окончании тяжелых уборочных работ «без скорбей», без «чёрного глаза» и колдовского залома. Потом, поклонясь на все четыре стороны, забирала заветный снопик и крадучись возвращалась в деревню, избегая случайных встреч, которые в этом случае расценивались как недобрый знак. Слыла Параскева и покровительницей усопших душ. Поэтому все монастыри, носящие ее имя, были кладбищенские или, как называли их в старину, «божедомки». А рядом с ними, надеясь на заступничество святой, всегда селилась убогая и нищая российская братия, которая находила под стенами монастыря «и кров, и дом», не боясь преследования со стороны властей. Была распространена традиция под названием «льняные смотрины», когда крестьяне показывали друг другу