Закрыть
Вверх
Православие » Стена
12 записей
В Германии прошла панихида по Алексею Навальному

Ее провели в Никольском православном приходе Дюссельдорфа священник Валериан Дунин-Барковский и перешедший недавно из РПЦ в юрисдикцию Константинопольского патриархата протоиерей Андрей Кордочкин. Священники молились об упокоении "новопреставленного невинно убиенного Алексея".

На проповеди после панихиды Дунин-Барковский назвал смерть Навального мученической: "Он жил праведной жизнью и скончался как праведник. ...Мы молимся о нем, но мы и его просим, чтобы он помолился тоже о нас".

Протоиерей Андрей Кордочкин сравнил возвращение политика в Россию с евангельским образом сошествия во ад. По его словам, подвиг Алексея Навального показывает, что "победить может не просто тот, кто остается биологически живым, а тот, кто, находясь внутри ада, не становится его частью".

Панихиды по Алексею Навальному также прошли в Вильнюсе и в Париже. В Литве службу провели православные священники Константинопольского экзархата. А в Париже, как сообщает "Дождь", службу, на которой также поминали Бориса Немцова, провел священник РПЦ.
Комментарии  |  Поделиться
«Бог призывает к любви, а Церковь — к войне». Интервью с выступившим против войны священником из Башкирии

Иеромонах Петр из Башкирской епархии вышел из РПЦ, выступил против войны, нецензурно выразился о работе митрополита и призвал участников протестов бежать. Это редкий случай: очень мало священников высказываются против войны и официальной позиции РПЦ, так как за непослушание можно легко лишиться сана. Русская служба Би-би-си поговорила с отцом Петром.

Иеромонаху Петру (Степанову) 35 лет, он родом из Магнитогорска, но служил в Башкирии. В 2016 году его постригли в монахи, а в 2020-м он стал священником.

6 февраля 2024 года иеромонах громко заявил о выходе из РПЦ: по его словам, только так и можно остаться с Богом. «Своими действиями вы окунули руки Матери (Церкви) по локоть в кровь украинских и русских людей. Вы отвернулись от Бога и присягнули на верность сатане. С амвона вы призываете к Любви, а сами поддерживаете кровопролитную бойню», — написал отец Петр своему правящему архиерею, митрополиту Уфимскому и Башкортостанскому Никону (Васюкову).

Он также завел блоги на YouTube и LiveJournal, которые называет церковными СМИ и просит других присылать свои истории на защищенный электронный ящик. Сам иеромонах уже записал несколько видео, где рассказал о том, как служил в храме в геопарке «Янган-Тау» в Башкортостане. По его словам, он стал свидетелем того, как воруют миллионные пожертвования на восстановление храма, а полиция и епархия бездействуют.

В первом же видеоролике на своем только что созданном канале священник высказался о митингах в Башкирии, которые случились в январе 2024 года и были жестоко подавлены властями. Он назвал разгон протестов местью главы региона Радия Хабирова и призвал участников протестов бежать: «Не ждите, пока к вам придут».

Несмотря на свой публичный протест, отец Петр находится в России.

Открытое письмо и разрыв с РПЦ

Би-би-си: Почему вы написали это открытое письмо и почему именно сейчас? Письмо антивоенное, но с начала войны прошло два года.

Отец Петр: Ситуация, которая сложилась сейчас, началась еще два года назад. Я оказался зажат между, с одной стороны, матерью-Церковью, а с другой, Священным писанием, в котором отражены слова Господа Бога. И вот перед вами выбор: с кем вы останетесь, с мамой или с папой? Как вы думаете, такое решение можно принять за один день? Остаться с Богом в данной ситуации означает отречься от Церкви. Потому что Бог призывает к любви, а Церковь — к войне. Как говорит Владимир Владимирович, понятия полярны и нужно выбирать.

Би-би-си: То есть теперь вас лишат сана?

О.П.: РПЦ-то какое отношение к Богу имеют, что они лишать сана меня собрались?

Би-би-си: А вы молитву «О святой Руси» читали?

(Молитву о победе российских войск в РПЦ ввели осенью 2022 года, во время мобилизации, и сделали обязательной. Тех священников, которые отказывались ее читать, ждало наказание. Например, отца Алексея Уминского лишили сана именно по этой причине).

О.П.: Я ушел из Церкви сразу после того, как Патриарх эту молитву ввел. Я помню, нас собрал епископ [глава Магнитогорской епархии] Зосима и сказал, что жизнь, судьба, отечество поставило перед нами вызов, так что вы, отцы, сделайте правильный выбор. Так что моя совесть молитвой о победе России над ни в чем не повинными украинцами не замарана.

Дело даже не в молитве. Патриарх оказывает давление на тех священников, которые ведут тихую агитацию против войны, отказываются благословлять воинов. Молитва — лишь маленькая часть того, что они делают.

Би-би-си: То есть вы не служите уже год?

О.П.: Да, где-то так. Я по первому образованию инженер, потом я еще математику преподавал, у меня профессий достаточно.

Би-би-си: Вы на своем YouTube-канале рассказали про коррупционную схему вокруг храма в геопарке в селе Еланыш, где вы служили. А вы готовы с этим идти в суд?

О.П.: В суд, простите, против кого: генералов МВД? Ну, давайте сходим, посмотрим, чем кончится. Нет, тогда уже, знаете, мне не то что в ближнее зарубежье, а как минимум в Америку нужно будет линять после такого.

«Народ ни во что не верит»

Би-би-си: И вы решили уйти из РПЦ, когда увидели там коррупцию и жестокое отношение начальства к подчиненным?

О.П.: То, на чем держалось мое желание оставаться в Церкви, исчезло, когда я увидел отношение людей к Церкви, к Богу. Тут проблема не только в отношении к священноначалию. Можно попросить себе приход в глуши, куда не каждый бронетранспортер доедет. Но люди-то останутся теми же.

Би-би-си: Вы имеете в виду прихожан?

О.П.: Это общая ситуация для всей РПЦ. Может, у меня это было ярко, но концепция везде такая. То, что Церковь наживается на прихожанах — не самая большая проблема, с которой сталкивается священник.

Народ ни во что не верит. Квартиру освящают, чтобы квартирка лучше продалась. Детей крестят, чтобы дети не болели. Это хорошо, чтобы дети не болели, я не против. Но должна же быть какая-то духовная нагрузка. В Церкви есть такая шутка, что мы обычно с прихожанами видимся два раза: один раз на крещении, второй — на отпевании. Народу это не нужно и неинтересно. Я не осуждаю народ: людей так воспитали, поставили в такую ситуацию. Но служить в этом невозможно: ты зажат между начальством, что еще можно потерпеть, но когда ты обращаешься к людям — давайте что-то доброе сделаем, давайте стены побелим, — то хоть бы один пришел. А вот когда подворачивается случай батюшку на колокольне повесить, тут вся деревня соберется. Потому что кровь мы любим. На танке прокатиться в чужую страну — вот это нам важно. А к хорошему призывать бесполезно, вы смотрите в глаза этих людей и видите сплошное безразличие.

Би-би-си: Но ведь на храм в Еланыше жертвовали огромные деньги. Может быть, люди, которые давали эти деньги, как раз хорошего хотели?

О.П.: Да я вас умоляю. Представим гипотетическую ситуацию: чиновники в бане, стеклянная стена, воды моря в нее бьются, ты лежишь в парной. Вот один чиновник другому и говорит: вот я приезжал отдыхать в Янган Тау, а там, представляешь, храмик разваливается. А я взял и миллиончик на него пожертвовал. А другой ему говорит: молодец, успеваешь и о душе подумать. Это все понты, друг перед дружкой хвост распушить.

Зачем священник решил выступить публично?

О.П.: Я сейчас увидел огромный отклик, сотни людей мне позвонили, написали, сказали: молодец, правильно. Концепции РПЦ я, конечно, вред принес. Но если люди не попадут в жернова РПЦ, им только лучше будет. Я хочу объяснить, как у них все устроено, каким должен быть человек, чтобы считаться верующим.

Вот есть женский монастырь. При монастыре сформировали детский театр, ездили по России. Детей 30 было, и им нужно было шить костюмы. В монастыре денег было завались. Монастырем руководила тетенька, которая в 90-е была сестрой одного из братков. Но свои деньги мы же на костюмы не будем тратить! Они нашли монахиню, она самая добрая, наверное, была из всех монахинь. Матушка шила-шила, и у нее произошло защемление седалищного нерва, отказали ноги. Так они стали матушку носить на руках и класть на пол. Она, лежа на полу, строчила эти костюмы, и дострочилась до того, что ее в принципе парализовало. Она лежала в келье в собственном дерьме, никому не нужная, и мы с батюшкой ходили ее причащать, и смрад стоял такой, что глаза слезились. Вот она, покорность, вот что Церковь от тебя требует.

Проблема не в том, что надо священнику поклониться и руку поцеловать. Это очень жесткая организация. Сколько у нас политзаключенных, 400-500 за два года войны, которых выхватили ни за что, из-за их политических взглядов? (По данным ОВД-инфо (в российском списке «иноагентов»), с 2022 по 2024 год фигурантами политических дел стали 1305 человек — Би-би-си). Я в Церкви столько же поломанных судеб насмотрелся, а эти люди никаких позиций не выражали, никому не угрожали. Просто, знаете, удовольствие получают от того, что людей ломают через колено.

Вы спрашиваете, зачем вы, отец Петр, это организовали. Намекаете, что я хочу себе кусочек тщеславия отхватить. Если бы вы видели это дерьмо, в котором люди умирают...

О.П.: Представьте ситуацию: ко мне на исповедь приходит девочка из училища. Туда идут после 9 класса: это сколько лет, 14? Она рассказывает мне: пошла она по телефону поговорить из комнаты. Возвращается. Ее ловит воспитательница семинарии: куда бегала? По телефону поговорить. «Не ври, ты курить бегала». Говорит, раздевайся. Сначала до белья, потом заставляет снять лифчик. Не найдя ни алкоголя, ни сигарет, говорит: я все равно знаю, ты выкурила всю пачку и выбросила. Заставляет ее лечь на стол, поднять юбку и начинает линейкой по попе хлестать. Мы же с вами взрослые люди, знаем, как это называется: сексуальные действия иного характера, статья так звучит. А девочка не понимает, она всю жизнь в деревне провела. Но потом поймет. До нее дойдет, что воспитательница делала и какое испытывала при этом чувство.

Би-би-си: И вы завели блог, чтобы такие истории рассказывать?

О.П.: Я начал свой блог вести потому, что я уже не смог молчать. Я наелся досыта, насмотрелся — дальше некуда. Тебе же рассказывают с первых дней, когда приходишь в Церковь, что отвернуться от Церкви — это хуже некуда, это первый путь в ад. Но потихонечку начинаешь в себя приходить и понимать, что цели, которые они преследуют, никакого отношения не то что к православию, а даже к природе человека не имеют.

Власть проявляется в насилии, когда ты заставляешь другого страдать от этого. Как говорил Жириновский, власть — это самый сильный наркотик. Понимаете, им это доставляет искреннее удовольствие, сравнимое с сексуальным, когда другой человек мучается, страдает. Для них главный кайф в жизни — кого-то обмануть, увидеть, как кто-то жизнь свою ломает.

Вот смотрите, была такая история в Казанской духовной семинарии (иеромонах Петр вспоминает скандал с сексуальными домогательствами в Казанской епархии в 2013 году — Би-би-си). За это пострадал, кстати, дьякон Андрей Кураев (которого власти России внесли в список «иноагентов» — Би-би-си). Проректор по воспитательной работе там занимался систематическим насилием: выискивал юношей из далеких деревень, у которых ни кола, ни двора, мама пьет, и предлагал им [секс] за сравнительно небольшие деньги. Вот когда Кураев эту волну поднял, как они все хвосты поджали! Там все сфинктеры сжались с такой силой, что хлопок было слышно во всей епархии. Кураев пострадал, да, но вы себе не представляете, сколько человеческих судеб он спас.

Про Башкирию: «Я в этот край и в этих людей влюбился»

О.П.: Знаете, я вот в Башкирии провел 10 лет. До Башкирии я вообще никуда не выезжал из Магнитогорска: ни на море, никуда. Меня судьба забросила в Пророко-Илиинский монастырь, который по счастливой случайности, а может быть, это воля Божья, находился в Башкирии. Я в этот край и в этих людей влюбился. Очень красивая природа, замечательные люди. Вся эта государственная идеология, что там экстремизм — не знаю, лично я там спокойно служил и никакого экстремизма не видел. Они очень добрые, очень душевные. У них действительно семейные ценности традиционные сохранились.

Поэтому, когда случилась вот эта ситуация в Башкирии, я промолчать не смог. События в Башкирии крайне отличаются от общей концепции [отношения российской власти к недовольным]. Сейчас люди выходят с плакатами, он на первый раз получит 30 000 штрафа, на второй раз — административный арест. Власть немножко сейчас гайки отпустила. Ну, предвыборная кампания, понятное дело, репутация доброго царя. Но то, что происходит в Башкирии, сильно отличается: там людей буквально через колено ломают. Причем я лично сомневаюсь, что это федеральные власти.

Свой ютуб-канал отец Петр начал с предостережения участникам башкирских протестов: в январе 2024 года там произошли самые массовые митинги в России с начала войны. Около тысячи человек вышли к суду, где местному активисту Фаилю Алсынову читали приговор: его отправили в тюрьму за слова на народном сходе. После протестов десятки участников были арестованы: их задерживали дома или на улице.

Башкирия — регион с богатой традицией протестов. В 2020 году жителям удалось защитить шихан Куштау, гору, на которой хотели начать разработку полезных ископаемых.

Священник припомнил как раз борьбу за шихан Куштау в 2020 году, которую жители выиграли, и назвал нынешние аресты местью главы региона, посоветовал участникам протестов бежать, так как расправа над протестующими будет жесткой.

Отец Петр в интервью Би-би-си связывает жесткую реакцию местных властей на протесты с личной местью губернатора региона Радия Хабирова. Священник считает, что «это он разбирается с теми, кто ему, как говорится, карьеру сломал [во время протестов за Куштау]».

Почему внутри РПЦ так мало голосов против?

Би-би-си: Вы знакомы с другими священниками, которые высказались против властей?

О.П.: А я что-то о таких не слышал. Вообще, вы знаете, если мы посмотрим общую статистику, сколько людей, допустим, ушло из органов, которые не согласились [с нынешним курсом]. Даже на суде Саши Скочиленко прокурор отказался и сказал, что не для этого выбирал профессию. Но на самом деле, среди сотрудников полиции, силовых структур процент честных людей гораздо больше, чем среди священнослужителей. Наша система осечек практически не дает.

Во-первых, отбор идет достаточно жесткий для того, чтобы тебя туда допустили. А во-вторых, мы разговаривали, конечно, с другими священниками по этому поводу. И мне один батюшка говорит: я 15 лет прослужил, я куда теперь пойду, поваром в кафе? Он больше уже ничего не умеет. Ладно я, я монах. А ему уже 40-50 лет, куча заболеваний, двое-трое детей, жены обычно не работают. Ну выразит он свою антивоенную позицию, прищемит его власть, и что? В Ереван с тремя детьми? Так что я понимаю российское священство.

Даже от тех священников, которые ярко выражают проправительственную позицию, в личной беседе можно услышать: знаете, это всего лишь работа. Если ты накручиваешь русских людей на украинцев, это оплачивается очень хорошо — отпусками, хорошими приходами. Знаете, можно получить приход, где у тебя будет доход 10 миллионов рублей в месяц (а можно, где 12 тысяч, как у меня было). Посидишь на таком приходе, и до конца жизни можно финансово не нуждаться. Я думаю, что 9 из 10 на это согласятся.

В Уфимской епархии сообщили телеграм-каналу «Аспекты. Башкортостан», что не знают ни об отце Петре, ни о его видеозаписях.

При этом 13 февраля — через несколько дней после выхода первых роликов отца Петра — ему пришел официальный вызов на Церковный суд: уже 15 февраля будет рассмотрено дело о снятии с него священного сана. «Империя наносит ответный удар», — прокомментировал сам священник.

Наталия Зотова 13.02.2024
Комментарии  |  Поделиться
Испытание молитвой. Какие перспективы у антивоенной части РПЦ
Антивоенные священники побаиваются собственных прихожан.

Не читать молитву о победе можно только среди людей, которым доверяешь. Миряне обрели власть над духовенством, а источником этой власти стали доносы

Восьмого февраля патриарх Кирилл утвердил январское решение церковного суда о лишении сана протоиерея Алексия Уминского — одного из самых известных и уважаемых православных священников, прихожанами которого за 30 лет служения стали тысячи москвичей. Формально — за непослушание священноначалию, неформально — за не совпадающую с официальной позицию по войне в Украине. Дело Уминского стало далеко не первым примером репрессий, которые руководство РПЦ ведет против антивоенно настроенных священников, что заставляет задуматься о том, какое будущее может ждать эту часть православного духовенства.

Единство в рядах

Причиной лишения Уминского сана стал его отказ читать предписанную патриархией молитву о победе России. В остальном же он никогда не занимался политической агитацией, не участвовал ни в каких акциях, не ходил на митинги.

Да, он ездил в колонию к Михаилу Ходорковскому, потому что тому была нужна исповедь и пастырское общение. Но точно так же Уминский навещал в тюрьмах и обычных заключенных, вне зависимости от того, за что и как они были осуждены. Например, студентку Варвару Караулову, попавшую в тюрьму за побег к исламистам в Сирию.

Он высказывался в защиту карельского историка Юрия Дмитриева, был свидетелем защиты в процессе по ликвидации «Мемориала», приходил на суды, например, по «московскому делу», чтобы поддержать обвиняемых, присоединился к требованию допустить врачей к Навальному — просто потому, что нельзя лишать человека медицинской помощи. О политических предпочтениях публично не говорил.

Все это время Уминский оставался обычным клириком РПЦ, служил вместе с другими священниками московской епархии, подчинялся всем правилам и канонам. Еще он вел передачу «Православная энциклопедия» на ТВЦ — теперь в этой передаче показывают «Донецкий дневник» о «людях, сражающихся за русскую культуру в Донбассе».

У Уминского была безупречная репутация духовного наставника, благотворителя и покровителя искусств. Но во время войны ситуация изменилась. После того как патриарх Кирилл полностью разделил с политическим руководством ответственность за вторжение в Украину, поддерживая его на всех уровнях, словом и делом, отказ соучаствовать в этой поддержке стал восприниматься в РПЦ как личное оскорбление ее главы и угроза церковной стабильности.

Патриархия теперь видит в антивоенной позиции своих клириков опасную дискредитацию в глазах власти — демонстрацию, что церковь слаба и не может обеспечить единство в своих рядах, а это ставит под угрозу ее отношения с государством.

Случай Уминского — один из самых громких, но далеко не единственный. В списке пострадавших за антивоенную позицию от церковных или государственных властей, который ведет проект «Христиане против войны», 28 священнослужителей РПЦ из России, пять из Беларуси, один из Казахстана и шесть из Литвы.

Большинство из них подверглись только церковным наказаниям разной степени тяжести (вывод за штат, запрет в служении и лишение сана), но на некоторых завели административные дела и выписали штрафы за «дискредитацию вооруженных сил РФ». Формальных поводов два — подписание антивоенного обращения священников и изменение текста или отказ от чтения «Молитвы о Святой Руси», за которую пострадал и Уминский.

Мир, победа, молитва

В июне 2014 года, когда вооруженное противостояние с Украиной только начиналось, патриарх Кирилл, «обращаясь ко всей полноте Русской Церкви», благословил читать во всех храмах РПЦ молитву «о прекращении междоусобной брани». Она была короткая, там не было слова «мир», но не было и слова «победа» — только прошения к Богу, чтобы он утолил «вопль чад Твоих, в земле украинстей сущих». Ее читали восемь лет — кто-то более прилежно, кто-то менее, но никакого специального значения ей не придавали.

Вскоре после начала большой войны, 3 марта 2022 года, тогдашний управляющий делами Московской патриархии митрополит Дионисий (Порубай) разослал во все епархии циркулярное письмо с новым текстом — «Молитвой о восстановлении мира». Она была длиннее, а смысл ее был как бы прошением о мире, но уже появилась «Святая Русь» и ее враги: «Иноплеменным же языком, брани хотящим и на Святую Русь ополчающимся, — запрети и замыслы их ниспровергни».

Священники, которые были против войны, не могли произносить этот текст. «Я сразу сказал, что вы извините, у меня там родные живут, и я с первого дня ни разу не читал эту молитву. Мне подсовывали листок, а я отметал его и продолжал службу», — рассказывает один из священнослужителей, которому позже пришлось уехать из России.

На первой воскресной литургии после объявления мобилизации 25 сентября 2022 года патриарх Кирилл прочел третью версию молитвы. Помимо Святой Руси, на которую «ополчились брани хотящие», в ней есть слова «Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу». Именно в этой редакции молитва превратилась в тест на благонадежность и личную лояльность патриарху, ее предполагаемому автору. Отказ произносить эти слова в конце каждой литургии трактуется как клятвопреступление — грех, за который по 25-му апостольскому правилу положено лишение сана (сборник из 85 «правил Святых апостолов» — это основа канонического права).

Под «клятвой», которую нарушает отказавшийся священник, подразумевается так называемая присяга, которую будущий клирик и его духовник подписывают перед рукоположением. В ней он обещает нести «свое служение во всем согласно слову Божию, правилам церковным и указаниям священноначалия». Этот документ хранится в личном деле священника в архиве епархии, в случае суда личное дело достают.

Связь между новой молитвой и этой присягой не прямая: нигде в уставных документах РПЦ не написано, что у патриарха есть прерогатива по своему желанию регулировать богослужебные вопросы и менять практику. Новые богослужебные тексты должна представлять Богослужебная комиссия РПЦ, а утверждать — Синод.

Ни с одной из трех версий молитвы, написанной по политическому поводу войны в Украине, эта процедура не была соблюдена. Не говоря уже о том, что новая молитва — не часть последования литургии, а дополнительный, факультативный текст, не имеющий ни богослужебного, ни вероучительного значения.

Священники, которым не нравился текст молитвы, пытались его менять. Самое простое — заменить слово «победа» на слово «мир». Это казалось безобидным. Но в мае 2023 года священник Иоанн Коваль стал первым, кого суд московской епархии лишил священного сана именно за такую замену одного слова на другое.

«За все годы патриаршества Кирилла сформировалось, что может быть только одно решение, одна правильная мысль, — говорит анонимно священник одной из епархий центральной России, — мы закабалены властью, и те, кто не желает с ней активно сотрудничать, с позапрошлого февраля обращаются в немилость». Этот священник не читает молитву «о Святой Руси» и раз в неделю тайно служит молебен о мире для избранных верных прихожан: «Наш митрополит оказался Z. Меня достали компромиссы, на которые постоянно приходится идти, чтобы сохранить общину. Но я стараюсь делать то, что не противоречит моей совести».

В другой епархии митрополит сам негласно благословлял читать альтернативные молитвы. «Вместо того, что рекомендовали в Москве, мы читали молитву старца Софрония Сахарова об умножении любви. Пока патриаршая молитва не стала приравниваться к клятве лояльности. Но я все равно не читаю», — говорит священник, который служит в маленькой деревне вдали от любых проверок.

В двух епархиях Сибири и одной на Дальнем Востоке подтверждают, что молитву читать обязательно и архиереи за этим следят. «У нас архиерей осторожничает, лишний раз рот не открывает, но сам по себе не Z. Но прессовать попа за отказ читать молитву он не будет», — рассказывают в одной из них.

Власть доноса

Парадоксально, но во время войны в РПЦ возросла роль мирян. Но совсем не так, как того добивались «церковные либералы», которые хотели возродить принципы общинности апостольских, доимперских времен — ввести выборность духовенства, ответственность за содержание храма, «апостолат мирян» по католическому образцу. Миряне обрели власть над духовенством, а источником этой власти стали доносы.

Антивоенные священники побаиваются собственных прихожан. Не читать молитву о победе можно только среди людей, которым доверяешь, либо идти на риск. Каждая проповедь о мире может оказаться последней.

В самом начале войны, в марте 2022 года, священник из Костромской епархии Иоанн Бурдин сказал в проповеди, на которой присутствовали 10 человек, что молится за мир на украинской земле. Через два часа в храме была полиция и на него составили протокол о дискредитации вооруженных сил. Но Бурдин продолжал писать антивоенные посты в соцсетях, не читал патриаршую молитву, и его запретили в служении. О том, что священник Иоанн Коваль произносит в молитве слово «мир», тоже донесли прихожане.

В конце сентября 2023 года в соцсетях появился видеоролик: молодой священник стоит на солее, рядом с ним — седой епископ, который требует от него публичного покаяния. «Виноват в том, что по своей глупости и недоразумению читал молитву о мире», — произносит священник под угрозой лишения сана.

На священника Илью Гаврышкива написал донос прихожанин, известно даже его имя — Олег Царев. Причем отправил его сразу и в Московскую патриархию, и в Совет безопасности РФ. В результате епископ Ржевский и Торопецкий Адриан (Ульянов) специально приехал к Гаврышкиву на службу и заставил его каяться перед прихожанами, а автор доноса снимал это на камеру.

Почти все священники, попавшие под репрессии со стороны священноначалия, пострадали от своих прихожан. «Людям важно, что об их близких (мобилизованных или ушедших воевать по контракту. — Прим. К.Л.) кто-то молится, — рассказывает священник из Сибири, который составил свою собственную молитву на основе патриаршей. — Текст молитвы на слух воспринимается плохо, и чтобы отличить одно от другого (текст патриарха от отредактированного. — Прим. К.Л.), нужно знать, что искать, и очень хотеть найти. Запрос есть не на "молитву о победе", а на молитву "спаси нас, Господи, сам знаешь как"».

Он говорит, что у него есть «z-прихожане», но они его «жалеют и не сдают». О такой же договоренности по умолчанию рассказывает и священник из епархии, близкой к Москве, который не читает патриаршую молитву, но старается избегать с прихожанами разговоров о войне и политике: «Доносчиков вроде нет, мало кто мою позицию полностью разделяет, скорее мне снисходительно "сочувствуют"».

Наказания и последствия

Формально, если священника наказывают внутри церковной системы, больше ему как человеку и гражданину ничего не угрожает. Он может идти на все четыре стороны — каноны не действуют за церковной оградой. Но у большинства священников нет никакой другой профессии, образования, но есть большие семьи, надо где-то работать.

Это полное выпадение из сети социальных, а часто и семейных связей — все контакты завязаны на отношениях людей именно со священником, и человек превращается в невидимку. Непонятно даже, как к нему теперь обращаться: был «отец», а теперь кто?

Лишение сана — это тяжелая психологическая травма, кризис идентичности, необходимость заново выстраивать свою личность («Раздели парня — и иди. Ты кто у нас? Отец Илья? А сейчас кто? Илюшка какой-то непонятный. Гуляй теперь», — сказал епископ Торопецкий Адриан священнику Илье Гаврышкиву, угрожая лишением сана). Бывшего священника могут мобилизовать в армию, потому что на него перестает распространяться временное соглашение патриарха с Министерством обороны об отсрочке для духовенства.

Кроме того, за публичную антивоенную позицию могут завести уголовное дело или оказать давление иначе. После публикации первого открытого письма духовенства в поддержку заключенных по «Московскому делу» в 2019 году, которое подписали 180 клириков, многими из них интересовались региональные отделения ФСБ: звонили в епархию, запрашивали личное дело подписанта, но ограничивались предупреждением через церковное начальство. Некоторых предупреждали, что все священники, активные в соцсетях или еще как-то проявляющие себя публично, находятся под наблюдением.

В 2022 году есть только один подтвержденный случай реакции спецслужб на антивоенное письмо духовенства, которое собрало почти 300 подписей. Сотрудник УФСБ по Татарстану обнаружил подпись священника Глеба Кривошеина и потребовал возбудить дело о дискредитации армии, Кривошеину пришлось заплатить небольшой штраф.

Перейти в другую Поместную православную церковь из РПЦ очень трудно. Клирик не может по собственному желанию «уволиться» из одной Церкви и «наняться» в другую, которая ему больше подходит. Чтобы его приняли в другую юрисдикцию, нужна «отпускная грамота» — документ, который может выдать только патриарх после одобрения Синода.

Конечно, антивоенные священники, в каком бы статусе они ни находились — запрещенные в служении или ушедшие за штат, — не могут рассчитывать, что патриарх им разрешит такой переход. Кроме того, срок действия этой грамоты — всего три месяца, за которые надо успеть найти новое место служения.

Те, кто уехал в Грузию или Сербию из-за войны, просто уйдя за штат, не могут служить в Грузинской или Сербской церкви даже в «гостевом» режиме. Местные епископы не разрешают делать это без отпускной грамоты. К тому же и Грузинская, и Сербская церкви тесно связаны с РПЦ и не пойдут на конфликт из-за беглых попов.

Константинопольская альтернатива

Константинопольский (или Вселенский) патриархат претендует на то, что по древним канонам он имеет право восстанавливать в сане священников, которые были несправедливо наказаны в своей церкви. Отношения между Константинопольским и Московским патриархатами давно конфликтные, пять лет назад РПЦ разорвала евхаристическое общение из-за «томоса» — создания Православной церкви Украины.

После того как РПЦ активно поддержала вторжение России в Украину, этот конфликт только усугубился. Константинопольский патриарх Варфоломей заинтересован в том, чтобы утвердить свой статус суда высшей инстанции в мировом православии, и в целом разделяет западное отношение к войне и России. Поэтому в последние два года есть несколько успешных примеров перехода во Вселенский патриархат русских клириков. Самые большие шансы у «коллективов» — тех, кто переходит с уже готовой структурой.

В марте 2022 года Константинополь принял к себе приход РПЦ в Амстердаме, где и настоятель, и приходской совет решили не оставаться в подчинении Москве. 7 февраля 2024 года Министерство юстиции Литвы зарегистрировало в качестве традиционной религиозной общины экзархат Константинопольского патриархата — его создание началось после того, как в мае 2022-го литовский митрополит Иннокентий лишил сана за антивоенную позицию шестерых клириков.

К ним присоединились православные белорусы, которых в Вильнюсе особенно много после 2020 года. Но из этого бы ничего не получилось, если бы не заинтересованность властей Литвы — премьер-министр Ингрида Шимоните обращалась лично к патриарху Варфоломею с письмом, где гарантировала поддержку новой структуры, и встречалась с ним во время его приезда в страну.

Для Константинопольского патриархата решения восстановить в сане или принять к себе запрещенных клириков Московского патриархата — это всегда исключения, отдельные случаи. Один из таких примеров — Иоанн Коваль, который сразу после вердикта церковного суда вылетел в Турцию из-за поступавших угроз ему и его детям, не желая повторить судьбу Алексея Москалева, арестованного за рисунки дочери. Его быстро восстановили в священном сане, приняли в клир Писидийской митрополии, и теперь он служит в храме в курортной Анталии.

Тем не менее забота о беглых священниках из Москвы не входит в приоритетные направления для Вселенского патриархата, который исторически — церковь греческой диаспоры. Его паства — это в основном греки и обратившиеся в православие жители западных стран, хотя в Америке у Константинополя есть славянское викариатство и большая украинская юрисдикция.

Священника нельзя просто восстановить в сане «в никуда», он должен быть обеспечен местом служения, где паства испытывает потребность в новых клириках и может их обеспечивать. Количество паствы стабильно, вакантных мест ни в Европе, ни в Америке почти нет, к тому же русские священники чаще всего не знают иностранных языков.

Еще один успешный случай перехода — протоиерей Андрей Кордочкин, который 20 лет служил как представитель РПЦ в Испании, до этого получил образование в Дарэмском университете, владеет несколькими языками. При этом Кордочкина приняли в клир Бельгийской епархии Константинопольского патриархата без зарплаты — ему дали небольшой приход в маленьком голландском Тильбурге, где умер прежний настоятель. Зарабатывает он научной работой в одном из немецких университетов.

Константинопольский патриархат не может помочь священнослужителям, бежавшим из России, и с легализацией в Европе или Америке. У самого патриарха Варфоломея и высших чиновников его патриархата гражданство Турции, где российским гражданам ВНЖ получить трудно. В третьих странах — вроде Армении, Грузии, Сербии, Казахстана — священники из Московской патриархии могут жить без виз, но им надо искать обычную светскую работу и отказаться от идеи продолжить служение (есть случаи, когда священники работают там таксистами).

Чтобы получить право въехать в страны ЕС и остаться там, у священников, как и у всех остальных, есть два пути — гуманитарные визы или поступление на учебу/приглашение на работу. Для первого нужны доказательства преследований и угроз, для второго — хотя бы знание языка и наличие средств на первое время.

Перспективы

В РПЦ довольно много антивоенных и критически настроенных по отношению к позиции руководства и лично патриарху Кириллу священников и еще больше мирян. В процентном соотношении ко всему множеству русского духовенства их примерно столько же, сколько граждан с такими позициями в России в целом. Это можно косвенно подтвердить по личным разговорам, постам в соцсетях и комментариям в СМИ, содержанию закрытых чатов.

Среди них есть те, кого можно назвать либеральными. Есть и, наоборот, консервативно настроенные. Но всех объединяет стремление к нормализации церковной жизни, введению ее в канонические рамки и противостояние политической идеологизации.

В России никакие инициативы и дискуссии, не говоря уже о практических шагах к изменениям, невозможны, пока сохраняется режим Путина и обеспеченное им самовластие патриарха Кирилла. Максимально возможная солидарность, которая создает эффект переклички «своих» и дает людям некоторое утешение, — это подписание петиций и открытых писем. Письмо в поддержку протоиерея Алексия Уминского подписали 12 000 человек, среди которых есть священники.

Тем не менее у религии есть потенциал влияния на будущие общественные изменения, она формирует идентичность, основу солидарности, моральные основания для принятия решений. Русское православие как социальный и культурный фактор не исчезнет, каким бы ни было дальнейшее развитие страны.

Это хорошо понимают в белорусской оппозиции: в 2020 году была создана независимая экуменическая организация «Христианская визия», которая объединяет священников и мирян разных конфессий, теперь по большей части оказавшихся в эмиграции. Они занимаются координацией помощи христианским активистам и духовенству в изгнании, поддержкой политзаключенных, подготовкой законодательства о религии для будущей независимой Беларуси, работой с европейскими и международными институтами, которые регулируют религиозную сферу.

«Христианская визия» не входит в белорусские демократические политические структуры, но ее эксперты консультируют их в случае необходимости. Благодаря им Светлана Тихановская знает о религиозных запросах своих избирателей и учитывает их интересы, может помочь при переговорах о поддержке белорусских приходов в других странах. Она встречается с религиозными лидерами и адекватно представляет повестку. Прошедшим летом Тихановская выступила в Таллинне на открытии Генеральной ассамблеи Конференции европейских церквей — крупнейшем европейском экуменическом форуме, где присутствовал и патриарх Варфоломей.

В российских оппозиционных форумах и организациях религия пока — слепое пятно. Уехавшие священники предоставлены сами себе и не объединены никакими общими задачами даже для лоббирования собственных тактических интересов, не говоря уже о стратегическом видении будущего.

Белорусы вынуждены оказывать им «братскую помощь» в решении бытовых и юридических вопросов. Недавно появился проект «Мир всем» для оперативных сборов средств на выживание священников, оказавшихся в беде из-за своей антивоенной позиции. Но организаторы проекта пока не смотрят дальше скромной финансовой помощи.

У российских православных, как клириков, так и мирян, в изгнании есть три пути. Либо они находят в себе волю для обретения политической субъектности по примеру белорусов, и тогда риски, связанные с антивоенным свидетельством, обретают смысл не только в контексте индивидуального этического выбора, но и как общее дело. Они могут войти как самостоятельная фракция в большое антивоенное демократическое движение и представлять в нем интересы своих собратьев из России, лишенных голоса.

Либо можно «ничего не делать» и раствориться в других странах, прибившись к каким-нибудь местным общинам. Либо по инерции многовековой подчиненности тому, кто сильнее и у кого больше денег, то есть власти, обрести покровительство в лице одной из оппозиционных политических сил и действовать в ее интересах. То есть выступать не на равных в формате экспертного консультирования и взаимовыгодного партнерства, а в привычной роли идеологической обслуги.

Ксения Лученко 13.02.2024
Комментарии  |  Поделиться
Илья Аронович Забежинский:

Объявлен такой христианский призыв.
Идти в храмы РПЦ и массово подавать записки о упокоении "умученного безбожной властью Алексия". Кто не хочет, может про власть опустить, просто "умученного Алексия".
Ну типа, вы нам сверху молитву, чтобы лучше убивали. А мы вам снизу, как церковный народ, молитву о мученике.
Если кто будет трепыхаться на свечном, а был ли он верующим, то цитаты из его Евангельской речи на суде.
Можно было бы попробовать упрекнуть, что инициаторы этого движения пытаются затащить политику в Церковь.
Как по мне, так это беспочвенно. Старушка РПЦ настолько сама погрязла в политике и проповеди войны, что от молитвы об умученном Алексии, пожалуй, станет хоть немного чище.
Комментарии  |  Поделиться
Священнослужитель Григорий Михнов-Войтенко находится в реанимации Елизаветинской больницы Петербурга с признаками инсульта, сообщил политик Лев Шлосберг. Вчера священника госпитализировали прямо из отделения полиции, куда он был доставлен по обвинению в "организации массового скопления людей".

Накануне утром, после появления информации о смерти Навального, Михнов-Войтенко заявил о намерениях провести по политику панихиду у Соловецкого камня в Санкт-Петербурге, после чего его задержали у дома в Петроградском районе и отвезли в отдел полиции для выяснения обстоятельств "возможных противоправных действий".

Тем же утром в петербургской митрополии РПЦ выпустили заявление о том, что Михнов-Войтенко не является священником Русской Православной Церкви и призвали "игнорировать любые его заявления и призывы в публичном пространстве".
Комментарии  |  Поделиться
Священника Григория Михнова-Вайтенко, планировавшего провести панихиду по Навальному, госпитализировали с инсультом из отделения полиции

«Григорий Михнов-Вайтенко госпитализирован с инсультом. В 43 отдел полиции его адвокат вызвал „Скорую“, Григория отвезли в больницу и приняли решение о госпитализации. Только что с ним говорил», — сообщил петербургский депутат Борис Вишневский.

Cвященнослужитель Апостольской православной церкви планировал провести панихиду по Алексею Навальному у Соловецкого камня на Троицкой площади. Об этом он сообщил в своем фейсбуке вечером 16 февраля. Следующим утром Михнова-Войтенко задержали, когда он вышел из дома.

По данным «ОВД-Инфо», на священнослужителя составили протокол по статье об организации несогласованного митинга и планировала оставить его в отделе до суда, который, как писали правозащитники, состоится 19 февраля. Как отметила «Бумага», панихиду по Навальному в итоге провел другой священник Апостольской православной церкви.

«Вдумайтесь: в стране, где православие исповедует большинство, где все время говорят о православных ценностях, вере и традициях, православный священник хочет провести панихиду. И за это его задерживают и отдают под суд», — прокомментировал ситуацию Вишневский.
Комментарии  |  Поделиться
У Соловецкого камня началась панихида по Алексею Навальному

Несмотря на задержание епископа Апостольской православной церкви Григория Михнова-Вайтенко, панихида у памятника жертвам политических репрессий всё же началась.

Панихиду проводит другой священник Апостольской православной церкви - сын Генри Резника Андрей Львов. Рядом дежурит полиция.

Обновлено. В РПЦ подчеркнули, что Михнов-Вайтенко не имеет к ним никакого отношения и попросили игнорировать его заявления.
Комментарии  |  Поделиться
В Петербурге на выходе из дома задержали священника Апостольской православной церкви, сына Александра Галича - Григория Михнова-Войтенко . Вчера священник сообщил, что собирается служить панихиду по Алексею Навальному у Соловецкого камня.

Полицейские задержали Михнова-Войтенко у дома и попросили проехать в отдел полиции для выяснения обстоятельств «возможных противоправных действий», написал телеграм-канал «Ротонда» со ссылкой на петербургского депутата Бориса Вишневского.

Также сообщается, что у Соловецкого камня началась панихида — несколько человек начали читать вслух молитвы. Судя по фотографиям телеграмм-канала «MR7», у камня собирались несколько десятков человек, полиция просит собравшихся разойтись.
Комментарии  |  Поделиться
Как минимум 29 священнослужителей РПЦ подверглись преследованию за свою антивоенную позицию

Клирик Башкортостанской митрополии Пётр Степанов, который отрёкся от РПЦ, покинул Россию. По подсчётам «Вёрстки», он стал 29-м священнослужителем, который с начала вторжения России в Украину подвергся преследованию за свою антивоенную позицию.

Церковный суд во вопросу лишения Степанова сана должен был состояться 15 февраля. Однако клирик рассказал «Вёрстке», что не пришёл на него. Поводом для суда стало открытое письмо, в котором Степанов отрёкся от РПЦ, сообщил о коррупции в Церкви, назвал местного митрополита Никона (Васюкова) «последней блядью» и заявил, что тот «окунул руки Матери по локоть в кровь украинских и русских людей».

В 2022–2024 годах минимум пять священнослужителей различных уровней были лишены сана — Андрей Львов, Андрей Кураев, Алексей Уминский, Иоанн Коваль и Александр Домбровский.

Ещё шестеро священнослужителей были выведены за штат, четверо оштрафованы за «дискредитацию» российской армии, столько же запрещены в служении или отстранены, трое лишены церковных должностей, и ещё трое подверглись давлению со стороны силовиков или РПЦ.

В отношении троих священников были возбуждены уголовные дела, двое из них получили реальные сроки. Так, Илариона Шатковского в июле 2023 года приговорили к пяти годам колонии за призывы к терроризму, а Иоанн Курмояров в августе того же года получил три года колонии за «фейки» о российской армии.
Комментарии  |  Поделиться
Русская православная церковь (РПЦ) соболезнует православному населению Греции в связи с тем, что парламент страны одобрил легализацию однополых браков. Об этом заявил в разговоре с RTVI замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Мы соболезнуем православным людям Греции, Элладской православной церкви, которая выступала против. Разумеется, мы считаем, что подобное решение принято по политическим соображениям, во исполнение неких руководящих указаний, которые исходят от Европейского союза, и является насилием над религиозной совестью очень многих граждан Греции, я бы даже сказал, что большинства», — подчеркнул он.

В РПЦ считают, что ЛГБТ*-повестка навязывается повсеместно и это навязывание полностью игнорирует представление людей, считающих, что «семья — это исключительно союз мужчины и женщины».

«Думаем, что разрушение представления о традиционной семье является миной замедленного действия под фундамент любого общества, в том числе и греческого. Ну и, конечно, это решение символизирует потерю суверенитета в области ценностей этого древнего православного народа», — заявил Кипшидзе.

Он выразил сожаление, что «либеральный политический мейнстрим» на пространстве Евросоюза приобрел «абсолютно тоталитарный характер».

«За редчайшим исключением все страны, которые входят в состав ЕС, близки к тому, чтобы принять подобное законодательство. Счастливое исключение составляет в настоящий момент Венгрия, которая в силу сильного независимого политического руководства пока способна отстаивать свои представления в области семьи», — заключил Вахтанг Кипшидзе.

Греция стала первой православной страной, власти которой разрешили заключать браки однополым парам и предоставлять им полные родительские права, в том числе на усыновление детей. Таким образом, в ЕС уже 16 государств приняли закон о равенстве браков. Греческий премьер Кириакос Мицотакис написал в соцсети X, что страна гордится своим решением, которое отражает «сегодняшнюю Грецию — прогрессивную и демократическую, горячо приверженную европейским ценностям».

* решением Верховного суда «международное движение ЛГБТ» признано экстремистским и запрещено в России
Комментарии  |  Поделиться
1 2