Пару слов про свободу и ответственность
Понятие «свобода» многогранно и неоднозначно. Последние несколько лет понятие «свобода» встречается все чаще. Многие люди, среди которых большую часть составляет, так называемое, молодое поколение, понимают под «свободой личности» как право каждого человека на свободу действий либо бездействий. Каждый человек вправе выбрать свою сущность и тем самым стать личностью.
В свое время понятие «свобода» изучалось многими известными философами, такими как Кант, Шопенгауэр, Гегель и Ницше. В их учениях рассматривалась свобода воли (волюнтаризм). Свобода воли – беспрепятственное внутреннее самоопределение человекав выполнении тех или иных задач.
В свою очередь Бенедикт Спино заговорил: «свобода — есть познанная необходимость». Он рассуждал, что в природе главным является необходимость, которой все подчиняются. А так как человек является частью природы, он тоже вынужден подчинятся необходимости. Однако естественным состоянием человека остается стремление к свободе.
В настоящее время стремление каждого человека к свободе – вполне естественное желание, и выступает как выбор поведения. Свобода там, где есть выбор. А значит, в данной ситуации возникает проблема ответственности человека за тот или иной выбор и поступки.
В данной работе будут рассмотрены сущность понятия свободы и ответственности. А также рассмотрены вопросы, как свобода и ответственность связаны между собой.
Сущность понятия свободы и ответственности
Понятие свобода тесно связано с историческим развитием человечества и цивилизации.
В разные периоды человечество имело разные степени свободы. Так, в период античных времен свобода воспринималась как некая дань, которую необходимо защищать. В период христианства свобода предстает в качестве пространства для выбора.
Понятие свободы – одно из многих и сложных проблем, которое волновало многих мыслителей и философов на протяжении веков. Само понятие свободы очень многогранно, содержательно, изменчиво и противоречиво. Говоря о сложности идеи свободы, Гегель писал: "Ни об одной идее нельзя с таким полным правом сказать, что она неопределенна, многозначна, доступна величайшим недоразумениям и потому действительно им подвержена, как об идее свободы".
Тему свободы развивали в своих трудах И. Кант, Э. Фромм, 3. Бауман, И. Берлин и многие другие мыслители. В свою очередь, русский философ Н.А. Бердяев называл свободу «таинственной, изначальной, исходной, бездонной, безосновательной, иррациональной». Свобода является условием человеческой жизни. К свободе всегда стремятся, за нее борются.
Однако, свобода может трактоваться и в негативном плане. Об этом рассказал в своей работе «Бегство от свободы» немецко-американский психолог Э. Фромм. Он утверждает, что человек в мире отчужден от всего, он «свободен» от всего. У него нет никаких связей ни с миром, ни с товарищем по труду, по месту учебы. Возникает отчуждение человека, которое Э. Фромм называет «негативной свободой». Это состояние угнетает человека и порождает неврозы.
Существуют крайности в понимании свободы: фатализм и волюнтаризм. Корни волюнтаризма содержатся в христианской догматике, учениях А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Под волюнтаризмом понимается превосходство воли над остальными духовными ценностями человека. Действовать в духе волюнтаризма, значит поставить свой произвол превыше всего.
Фатализм – это предопределение жизни, поступков человека, всего, что происходит в его жизни, судьбой. Сторонниками такой трактовки являются П.-С. Лаплас, Б. Спиноза, Т. Гоббс.
Свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранение внешних ограничений. Свобода — это социальное отношение. Там, где свободен один индивид, другой оказывается менее свободным. Поэтому свобода — это не только социальное отношение, но и асимметричное отношение, ведь свобода передвижения, действия для одних людей означает, что есть кто-то другой, кто лишен такой возможности. Меньшинство, обладающее свободой, обрело ее, эксплуатируя большинство или по крайней мере стараясь не замечать, что огромное большинство людей лишено свободы. «Для того, чтобы один человек был свободен, нужны по крайней мере двое».
Современный феномен свободы — порождение индустриального общества, он значительно отличается от предшествующего понимания свободы и опирается, по мнению Баумана, на «индивидуализм, рыночную экономику, капитализм». Свобода начинает трактоваться как универсальный атрибут человеческих существ, которой должны обладать не только избранные, но и все индивиды.
Свобода в современном обществе — это прежде всего способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. Свобода есть там, где существует выбор. Однако, свобода в современном обществе тесно сопряжена с ответственностью. Как отметил доктор философских наук Ю. Левада, «пользоваться свободой труднее, чем мечтать о ней, а жить в условиях реальной свободы значительно сложнее, чем при ее отсутствии». Нетрудно продолжить эту мысль дальше: не каждый человек может, готов и желает делать осознанный выбор и нести ответственность за данный выбор.
Ответственность - одно из моральных качеств человека, которое позволяет ему быть социальным существом, обнаруживает его социальность.
Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Более того, свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность.Ответственность в соотношении со свободой делает возможным справедливость и социальное равенство, исключает анархию и произвол.
Еще Аристотель указывал, что ответственность - одно из проявлений свободы, а свобода - одно из условий ответственности: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениями, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других. В настоящее время такое понимание ответственности можно найти и в современном мире, например, решение экологических проблем или забота о соблюдении законов, даже если имеется возможность их обойти.
Ответственность личности имеет две стороны:
- внешнюю, которая выражается в необходимости давать отчет за свои действия и поступки перед другими людьми, обществом и государством. При безответственной социальной активности личности возможно применение определенных общественных санкций: указания, принуждения, насилия и др.;
- внутреннюю. Она проявляется в развитом самоуправлении, чувстве долга и совести человека, выражает его способность осуществлять самоконтроль своим мыслям, поступкам и действиям. Совесть и честь выступают внутренним судьей, гарантом подлинной свободы и независимости личности.
Свобода и ответственность, как они связанные между собой
Свобода права и ответственность личности взаимосвязаны друг с другом. Ответственность выступает в качестве основы, внутреннего стержня человека. Она регулирует его моральную позицию, а также мотивацию его поступков и поведения в целом.
Когда человек регулирует свое поведение в соответствии с общественными установками говорят о таком понятии как совесть. Однако, сочетание свободы и ответственности более противоречиво, чем гармонично. Эти понятия как взаимодополняют друг друга, так и взаимоисключают.
Ответственность как социальное явление зародилась вместе с появлением человеческого общества. Становление общества означало возникновение взаимных прав и обязанностей его членов, прежде всего в сфере трудовой деятельности. В процессе общения складывались в виде обычаев определенные правила отношений, обладавшие большим авторитетом и поэтому соблюдавшиеся в большинстве случаев добровольно. Нарушения их рассматривались как посягательства на интересы рода, племени и подвергались немедленному осуждению. Уже тогда имела место ответственность личности.
В современных условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.
Чем глубже изучалось понятие свободы, тем больше возникало вопросов, связанных с ответственностью за свободные действия человека.
Моральная ответственность возникает в связи с тем, что свобода выбора затрагивает интересы других людей, что она способствует стабилизации некоторых общественных отношений, воспроизводству общественной взаимосвязи в том случае, если найден правильный баланс сочетания разных интересов, или наоборот, приводит к конфликтам, к напряжениям, разрушающе действующим на общественную жизнь.
Проблема свободы и ответственности в деятельности человека, обладая огромной социальной, научной и политической значимостью, является одной из самых актуальных философских проблем, нуждающихся в осмыслении и дальнейшем тщательном исследовании. Свобода и ответственность входят в структуру бытия и сознания каждого человека, являясь высшими социальными потребностями личности, и требуют теоретического обоснования на каждом новом этапе общественного развития с целью их практической реализации.
Заключение
Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
Но свобода отнюдь не равнозначна произволу. В зависимости от объективных условий и конкретных обстоятельств люди могут обладать свободой или же быть лишены её; они могут обладать свободой в одних сферах деятельности и быть лишены её в других; наконец, и степень их свободы может быть весьма различной — от свободы в выборе целей через свободу в выборе средств до свободы приспособления к действительности.
Естественным ограничителем свободы является ответственность.
Ответственность — это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Это способность субъекта (человека, группы людей или организации) адекватно отвечать за свои действия.
В современном мире вопрос свободы и ответственности стоит особенно остро. Не каждый понимает, что свобода и ответственность неразрывно связаны между собой. Свобода является для человека не только важной привилегией, отличающей его от других существ, но и бременем, поскольку требует от него исполнения многих обязанностей как по отношению к другим, так и по отношению к самому себе. Далеко не каждый человек способен на это, поэтому многие склонны, так или иначе, отказываться от своей свободы, убегая от ответственности и перелагая её на кого-то другого. Ответственным, в силу этого, может быть только человек, наделённый значительной степенью самосознания, способный самостоятельно оценивать свои поступки и принимать важные решения.
Понятие «свобода» многогранно и неоднозначно. Последние несколько лет понятие «свобода» встречается все чаще. Многие люди, среди которых большую часть составляет, так называемое, молодое поколение, понимают под «свободой личности» как право каждого человека на свободу действий либо бездействий. Каждый человек вправе выбрать свою сущность и тем самым стать личностью.
В свое время понятие «свобода» изучалось многими известными философами, такими как Кант, Шопенгауэр, Гегель и Ницше. В их учениях рассматривалась свобода воли (волюнтаризм). Свобода воли – беспрепятственное внутреннее самоопределение человекав выполнении тех или иных задач.
В свою очередь Бенедикт Спино заговорил: «свобода — есть познанная необходимость». Он рассуждал, что в природе главным является необходимость, которой все подчиняются. А так как человек является частью природы, он тоже вынужден подчинятся необходимости. Однако естественным состоянием человека остается стремление к свободе.
В настоящее время стремление каждого человека к свободе – вполне естественное желание, и выступает как выбор поведения. Свобода там, где есть выбор. А значит, в данной ситуации возникает проблема ответственности человека за тот или иной выбор и поступки.
В данной работе будут рассмотрены сущность понятия свободы и ответственности. А также рассмотрены вопросы, как свобода и ответственность связаны между собой.
Сущность понятия свободы и ответственности
Понятие свобода тесно связано с историческим развитием человечества и цивилизации.
В разные периоды человечество имело разные степени свободы. Так, в период античных времен свобода воспринималась как некая дань, которую необходимо защищать. В период христианства свобода предстает в качестве пространства для выбора.
Понятие свободы – одно из многих и сложных проблем, которое волновало многих мыслителей и философов на протяжении веков. Само понятие свободы очень многогранно, содержательно, изменчиво и противоречиво. Говоря о сложности идеи свободы, Гегель писал: "Ни об одной идее нельзя с таким полным правом сказать, что она неопределенна, многозначна, доступна величайшим недоразумениям и потому действительно им подвержена, как об идее свободы".
Тему свободы развивали в своих трудах И. Кант, Э. Фромм, 3. Бауман, И. Берлин и многие другие мыслители. В свою очередь, русский философ Н.А. Бердяев называл свободу «таинственной, изначальной, исходной, бездонной, безосновательной, иррациональной». Свобода является условием человеческой жизни. К свободе всегда стремятся, за нее борются.
Однако, свобода может трактоваться и в негативном плане. Об этом рассказал в своей работе «Бегство от свободы» немецко-американский психолог Э. Фромм. Он утверждает, что человек в мире отчужден от всего, он «свободен» от всего. У него нет никаких связей ни с миром, ни с товарищем по труду, по месту учебы. Возникает отчуждение человека, которое Э. Фромм называет «негативной свободой». Это состояние угнетает человека и порождает неврозы.
Существуют крайности в понимании свободы: фатализм и волюнтаризм. Корни волюнтаризма содержатся в христианской догматике, учениях А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Под волюнтаризмом понимается превосходство воли над остальными духовными ценностями человека. Действовать в духе волюнтаризма, значит поставить свой произвол превыше всего.
Фатализм – это предопределение жизни, поступков человека, всего, что происходит в его жизни, судьбой. Сторонниками такой трактовки являются П.-С. Лаплас, Б. Спиноза, Т. Гоббс.
Свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранение внешних ограничений. Свобода — это социальное отношение. Там, где свободен один индивид, другой оказывается менее свободным. Поэтому свобода — это не только социальное отношение, но и асимметричное отношение, ведь свобода передвижения, действия для одних людей означает, что есть кто-то другой, кто лишен такой возможности. Меньшинство, обладающее свободой, обрело ее, эксплуатируя большинство или по крайней мере стараясь не замечать, что огромное большинство людей лишено свободы. «Для того, чтобы один человек был свободен, нужны по крайней мере двое».
Современный феномен свободы — порождение индустриального общества, он значительно отличается от предшествующего понимания свободы и опирается, по мнению Баумана, на «индивидуализм, рыночную экономику, капитализм». Свобода начинает трактоваться как универсальный атрибут человеческих существ, которой должны обладать не только избранные, но и все индивиды.
Свобода в современном обществе — это прежде всего способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. Свобода есть там, где существует выбор. Однако, свобода в современном обществе тесно сопряжена с ответственностью. Как отметил доктор философских наук Ю. Левада, «пользоваться свободой труднее, чем мечтать о ней, а жить в условиях реальной свободы значительно сложнее, чем при ее отсутствии». Нетрудно продолжить эту мысль дальше: не каждый человек может, готов и желает делать осознанный выбор и нести ответственность за данный выбор.
Ответственность - одно из моральных качеств человека, которое позволяет ему быть социальным существом, обнаруживает его социальность.
Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Более того, свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность.Ответственность в соотношении со свободой делает возможным справедливость и социальное равенство, исключает анархию и произвол.
Еще Аристотель указывал, что ответственность - одно из проявлений свободы, а свобода - одно из условий ответственности: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениями, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других. В настоящее время такое понимание ответственности можно найти и в современном мире, например, решение экологических проблем или забота о соблюдении законов, даже если имеется возможность их обойти.
Ответственность личности имеет две стороны:
- внешнюю, которая выражается в необходимости давать отчет за свои действия и поступки перед другими людьми, обществом и государством. При безответственной социальной активности личности возможно применение определенных общественных санкций: указания, принуждения, насилия и др.;
- внутреннюю. Она проявляется в развитом самоуправлении, чувстве долга и совести человека, выражает его способность осуществлять самоконтроль своим мыслям, поступкам и действиям. Совесть и честь выступают внутренним судьей, гарантом подлинной свободы и независимости личности.
Свобода и ответственность, как они связанные между собой
Свобода права и ответственность личности взаимосвязаны друг с другом. Ответственность выступает в качестве основы, внутреннего стержня человека. Она регулирует его моральную позицию, а также мотивацию его поступков и поведения в целом.
Когда человек регулирует свое поведение в соответствии с общественными установками говорят о таком понятии как совесть. Однако, сочетание свободы и ответственности более противоречиво, чем гармонично. Эти понятия как взаимодополняют друг друга, так и взаимоисключают.
Ответственность как социальное явление зародилась вместе с появлением человеческого общества. Становление общества означало возникновение взаимных прав и обязанностей его членов, прежде всего в сфере трудовой деятельности. В процессе общения складывались в виде обычаев определенные правила отношений, обладавшие большим авторитетом и поэтому соблюдавшиеся в большинстве случаев добровольно. Нарушения их рассматривались как посягательства на интересы рода, племени и подвергались немедленному осуждению. Уже тогда имела место ответственность личности.
В современных условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.
Чем глубже изучалось понятие свободы, тем больше возникало вопросов, связанных с ответственностью за свободные действия человека.
Моральная ответственность возникает в связи с тем, что свобода выбора затрагивает интересы других людей, что она способствует стабилизации некоторых общественных отношений, воспроизводству общественной взаимосвязи в том случае, если найден правильный баланс сочетания разных интересов, или наоборот, приводит к конфликтам, к напряжениям, разрушающе действующим на общественную жизнь.
Проблема свободы и ответственности в деятельности человека, обладая огромной социальной, научной и политической значимостью, является одной из самых актуальных философских проблем, нуждающихся в осмыслении и дальнейшем тщательном исследовании. Свобода и ответственность входят в структуру бытия и сознания каждого человека, являясь высшими социальными потребностями личности, и требуют теоретического обоснования на каждом новом этапе общественного развития с целью их практической реализации.
Заключение
Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
Но свобода отнюдь не равнозначна произволу. В зависимости от объективных условий и конкретных обстоятельств люди могут обладать свободой или же быть лишены её; они могут обладать свободой в одних сферах деятельности и быть лишены её в других; наконец, и степень их свободы может быть весьма различной — от свободы в выборе целей через свободу в выборе средств до свободы приспособления к действительности.
Естественным ограничителем свободы является ответственность.
Ответственность — это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Это способность субъекта (человека, группы людей или организации) адекватно отвечать за свои действия.
В современном мире вопрос свободы и ответственности стоит особенно остро. Не каждый понимает, что свобода и ответственность неразрывно связаны между собой. Свобода является для человека не только важной привилегией, отличающей его от других существ, но и бременем, поскольку требует от него исполнения многих обязанностей как по отношению к другим, так и по отношению к самому себе. Далеко не каждый человек способен на это, поэтому многие склонны, так или иначе, отказываться от своей свободы, убегая от ответственности и перелагая её на кого-то другого. Ответственным, в силу этого, может быть только человек, наделённый значительной степенью самосознания, способный самостоятельно оценивать свои поступки и принимать важные решения.