Закрыть
⬆ Вверх
Идеалисты Интернета » Стена
6 записей
О хорошем и плохом взрослении

Недавно состоялся один интересный диалог, в котором мой собеседник заявил, что вся моя мировоззренческая система построена на отрицании взросления. Видя подобное, я решил сделать дополнительные разъяснения. Основная проблема в том, что имеется определенная терминологическая путаница: зачастую под «взрослыми» понимаются люди, обладающие совершенно различными качествами и жизненной позицией. Среди них есть как хорошие качества, так и те, которые достойны скорее осуждения.
Начнем с хороших. К ним можно отнести следующие:
Уметь самостоятельно решать жизненные проблемы по мере их поступления.
Четко понимать границы своей ответственности и принимать ее без попыток переложить ее на других, равно как и не пытаться взять излишнюю, не стремиться к излишнему контролю.
Адекватно оценивать риски и уметь своевременно принимать необходимый минимум мер для их устранения или смягчения.
Разумно управлять своими ресурсами и имуществом.
Обладать ассертивностью, то есть уметь отстаивать свои границы и интересы, не ущемляя при этом интересы других.
Но зачастую к «взрослым» качествам относят то, что приводит к потере гармонии с собой и, в долгосрочном плане, ухудшению качества жизни. Быть взрослым в плохом смысле — это:
Сменить приоритеты, в результате которых идеалы и ценности приносятся в жертву материальным вопросам — попросту это предательство себя.
Отказаться от прежних интересов и способов времяпрепровождения из соображений «пора быть взрослым и серьезным».
Утратить способности радоваться мелочам жизни, не требующим существенных материальных затрат (в особо тяжелых случаях такие люди и вовсе перестают верить, что нельзя быть счастливым, не имея миллионов).
Отказаться от свободного и спонтанного самовыражения ради имиджа, репутации или карьерных интересов (например, когда человек перестает вести блог из соображений, что написанное в нем будет негативно воспринято его работодателем).
Общаться с людьми неискренне: скрывать антипатию к «нужному» человеку или же наоборот, целенаправленно заводить «связи ради связей».
Совершать какие-либо поступки, направленные только на то, чтобы понравиться противоположному полу, особенно в том случае, если эти поступки противоречат установкам из первого списка.
Позволять «продавить» себя в плане навязать лишнюю нагрузку или ответственность, которые вы внутренне брать не готовы.
Думать о себе, как о товаре, который нужно продать подороже.
Рассматривать жизнь как вечную борьбу и конкуренцию по принципу «человек человеку волк».
Подводя итог, можно сказать так: хороший взрослый — это тот человек, который приобрел позитивные качества взрослого, но сохранил мироощущение, идеалы и ценности мальчишки или девчонки вроде тех, которых описывал в своих книгах В. Крапивин.
#самопознание #жизнь_по_уму #личность #психика
Комментарии  |  Поделиться (2)
Об иньской и янской модальностях

Если взглянуть на жизнь в целом, можно выделить два возможных подхода к ней. Их можно назвать иньской и янской, взяв за основу фундаментальные понятия Инь и Ян из древнекитайской философии.
Янская модальность — это преобразование мира, пространства и ситуации вокруг себя. Это ориентированность на активные действия, направленные на конкретный результат, а также активная трата энергии и ресурсов на его достижение, которая делается в расчете на то, что достигнутый результат позволит все эти траты окупить и восполнить (экстраверсия по Юнгу). Янская модальность — это также и наличие четких (и часто довольно строгих) требований к себе и окружающим, а также отношение к борьбе и конкуренции как к норме жизни.
В иньской модальности главное другое — принятие мира, приспособление к уже имеющися условиям. Иньская модальность более созерцательна, в ней нет склонности к активным действиям. Оценка себя и своей деятельности завязана не на результаты как таковые, а на внутренние состояния, которые переживаются на пути к этим результатам. Известная фраза «счастье — это не конечный пункт назначения, а способ путешествия» — это как раз выражение иньской модальности. Иными словами, там где ян будет активно бороться и пытаться сделать «как надо» в его понимании, инь попробует либо изменить свое отношение к ситуации, либо просто к ней привыкнуть. По этому же принципу строятся и взаимоотношения с окружающими: «принять, понять, уговорить». В отличие от янской модальности, где энергия расходуется активно, иньская предполагает ее экономию и сохранение как одну из ключевых задач.
К сожалению, сейчас в мире существует перекос: в общественном сознании янская модальность подается как единственный вариант жизни, к которому стоит стремиться, а любые альтернативы рассматриваются как нечто неправильное. Впрочем, иногда встречается и другой вариант: жесткая привязка к физиологическому полу — мужчины обязательно должны быть ян, женщины — инь. Но оба подхода — неправильные.
На самом деле для каждого человека какая-то одна модальность является внутренне гармоничной, а попытки жить в другой ведут к дисгармонии, внутренним конфликтам, возможному сходу с Пути, и, в конечном счете, разочарованиям и выгоранию. На верхних уровнях развития личности (четвертом и выше) появляется гибкость переключения между модальностями, возможность использовтаь и противоположную модальность. Но все равно она остается инструментом, который используется по мере необходимости, маской, которую можно надеть на время.
Еще худший вариант — это смешение модальностей. Например, жить в иньской, но при этом оценивать себя янскими критериями или наоборот. Вечное недовольство собой гарантировано!
#самопознание #личная_эффективность
Комментарии (1)  |  Поделиться
Критическое мышление

Однажды задался вопросом: можно ли целенаправленно научить человека критическому мышлению. И как это сделать? Применив НЛП, смоделировал, как работает мое собственное мышление в подобных случаях. Понял, что основное свойство критического мышления — это уметь задавать правильные вопросы, главным из которых является "а есть ли другие объяснения рассматриваемому явлению?". А в поиске этих альтернативных объяснений обычно помогают вопросы "какими причинами это может быть вызвано", "кто и почему может быть заинтересован в подобном", "какими ресурсами это обеспечивается". А дальше — дело техники. Собираем получившиеся варианты объяснений и сравниваем по трем критериям:
1. отсутствие внутренних логических противоречий или нестыковок с наблюдаемым явлением;
2. надежность и количество источников, из которых получены эти объяснения;
3. количество допущений, которые нужно сделать, чтобы объяснение было истиной (чем меньше их требуется, тем лучше).
В принципе, получается, что научить этому не так уж и сложно. Основные проблемы бывают с пунктом 2, когда человек не умеет оценивать достоверность источников или какой-то недостоверный источник для него имеет очень субъективно высокую важность. И вот что делать в этих ситуациях — не знаю. У кого-нибудь есть идеи?
#мышление #жизнь_по_уму
Комментарии  |  Поделиться
Обнаружил способ борьбы с бессонницей, которая возникает от слишком большого потока мыслей. Всё достаточно просто: если уснуть не получается, то нужно встать и сделать что-то достаточно простое, но с явным результатом, который даст чувство завершённости, законченности. В частности, для меня таковым стало подведение итогов дня в записной книжке на бумаге.
Хотел было написать об этом заметку. Но вечером в книге «Городской монах» Педрама Шоджая вычитал ещё более эффективный вариант: «лунный ритуал». Заключается он в следующем: вечером, перед сном, нужно сесть и перенести в блокнот все лишние мысли. В первую очередь «надо не забыть», «нужно успеть сделать» и тому подобное. Это сразу позволит и голову очистить и освободить, и даст то самое ощущение завершённости, которое нужно для засыпания.
В итоге теперь буду не просто подводить итоги, а использовать разворот: слева — что было сделано за день, справа — то, что отложено на будущее.
#самопознание #лайфхаки
Комментарии  |  Поделиться
Наблюдая за развитием нескольких крупных Интернет-площадок: ЖЖ, Блоги@Mail.Ru, ВК, Instagram, заметил, что каждая из них проходила несколько этапов:

1. Этап всеобщей октрытости. На площадке преобладают обычные пользователи, которые пишту какие-то личные впечатления, легко комментируют или ставят лайки записям незнакомых людей, легко добавляют в друзья незнакомцев.

2. Этап специализации. Блоги формата «я и мои впечатления» постепенно сменяются на менее личные и более тематические. Например, если на первом этапе преобладали блоги вида «посмотрите, какая у меня кошка и что я с ней делаю», то на втором этапе их начнут теснить (в плане активности и количества подписчиков) блоги формата «как содержать кошек такой-то породы».

3. Этап коммерциализации. На этом этапе на первый план выходят блоги брендов, известных личностей или блоггеров, целенаправленно вкладывающихся в свою раскрутку. Если вспомнить наш пример с кошками, то это будут либо блоги производителей товаров для животных, либо известных заводчиков кошек (и хорошо если они будут писать их сами, а не с помощью нанятых специалистов).

4. Этап деградации. Окончательно происходит четкое разделение на публичных личностей, о которых шла речь в третьем этапе, и обычных пользователей. При этом обычные пользователи общаются преимущественно либо с небольшим кругом своих давних знакомых, либо в комментариях в раскрученных блогах. В самых худших случаях — полностью закрывают профили. Новый человек, пришедший на такую площадку, остаётся просто никем не замеченным.

Вопрос только в одном: можно ли как-то создать достаточно крупную площадку, которая навсегда останется на первом или хотя бы втором этапе развития? Или же переход на следующие этапы — это прямое следствие роста площадки (и желания получить прибыль у её владельцев)?
#интернет
Комментарии (4)  |  Поделиться
Размышления о Старом Добром Интернете

Некоторое время назад пообщался с одной своей давней знакомой, которая внезапно стала ярой сторонницей приватности и мессенджеров вместо социальных сетей. Она даже меня стала призывать «закрой свои страницы и общайся в мессенджерах только с теми, кого лично знаешь», чем вызвала немалое раздражение. Впрочем, не она одна такая: уже давно наблюдаю тенденцию переноса в личку даже тех разговоров, которые уместны только на форумах/в группах, например, вопросы про соционику или по моим проектам. Но это заставило в очередной раз задуматься, куда делся тот Старый Добрый Интернет, где люди не боялись показывать себя и свою жизнь и легко начинали контакт с незнакомцами и публичные дискуссии. И, самое главное, можно ли вернуть это уж если не во всём Интернете, то хотя бы построить такое сообщество на отдельно взятом домене.
Я стал искать, чем же Интернет тогда отличался от современного, и выделил четыре ключевых признака:

1. Позитивный отбор за счёт сложности подключения. Компьютер в те времена был не у каждого, кроме того, требовалось приобрести модем или провести выделенку, да ещё всё это настроить. Всё это приводило к тому, что в Интернет выходили либо самые любознательные, либо те, кому он был по-настоящему нужен для каких-то целей.
2. Отсутствие коммерциализации или крайне ограниченные её возможности. Благодаря этому контент создавали только те, кто был по-настоящему увлечён чем-либо и горел желанием поделиться этим с окружающими, найти единомышленников для общения. Итог: контента было меньше, но он был качественней. И, что не менее важно, не было «перекормленности» информацией, из-за которой пропадает любопытство и тяга к познаванию нового.
3. Анонимное общение. В Старом Добром Интернете не было принято подписываться оффлайновыми именами (это даже было признаком отсутствия воображения). Это позволяло сформировать два совершенно разных круга общения: тех, кто знает вас под оффлайновым именем и под Сетевым, и не пересекать их между собой. При желании можно было пойти дальше: регистрироваться на разных сайтах под разными Сетевыми именами и не пересекать их круги общения. Именно такая управляемость кругом общения и делала людей более открытыми.
4. Отбор качеством вместо отбора раскруткой. Прежде на большинстве сайтов новые сообщения попадали хотя бы ненадолго на главную страницу или раздел «Новое». А во многих местах были разделы с лучшими темами. Это давало шанс любому, кто пишет интересно, быть замеченным и получить подписчиков. Сейчас такое осталось разве что на Яндекс.Дзен, и то в очень ограниченном виде.

Очевидно, что пункты 2—4 нетрудно воспроизвести и в наше время. С пунктом 1 несколько сложнее, так как непонятно, что использовать в качестве критерия позитивного отбора и как это автоматизировать. Самая же большая сложность в том, как собрать начальную критическую массу людей, которым близок дух Старого Доброго Интернета, чтобы сообщество не было мёртвым, и у новых пользователей была мотивация проходить отбор для попадания в него.

Изначально у меня был замысел создать самоуправляемое сообщество на отдельном сайте. Но увы, не хватило самоорганизованности и мотивации написать движок, в котором был бы реализован необходимый функционал. Поэтому найдя этот клон ВК, во многом соответствующий духу Старого Интернета, решил попробовать создать такое сообщество тут.
#интернет
Комментарии  |  Поделиться