?♂ «СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕЛИРИЙ» — КАК ФАКТОР СИНДРОМА «СОВЕТСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ» И ОТСУТСТВИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА:
Внутренний раб – сегодня, явление повсеместное и, что самое страшное, распространяющееся, вживающееся прочнее и прочнее. Детей воспитывают в духе смирения, и потом, в школах и вузах, они считают, что проще смириться, чем доказывать свою правоту, на работе проще промолчать, потому что всегда есть кто-то, кто извечно прав и неоспорим. Из этого отношения вытекает огромный ряд проблем современности. Это и деградация государственной машины, и низкий уровень развития гражданского общества. Самое опасное во всем этом то, что, по мнению некоторых социологов, изменится ситуация только в тот момент, когда произойдет полная смена поколений, то есть когда большая часть людей с советским менталитетом умрет, а меньшая выйдет на пенсию и потеряет возможность активно влиять на развитие страны. Это значит, что то самое развитие может быть заторможено еще на 20-25 лет. Не говоря о невозможности решить вопрос быстрее. Мало-того, даже когда поколения сменяться, останутся люди, воспитанные в советских традициях и транслирующие эти традиции в жизнь, что, опять- таки, будет создавать проблемы.
У общества в сознании закрепился образ того, былого государства. СССР распался, но образ сохранил свою силу и отношение людей к государству осталось то же, что и раньше - рабское, покорное и смиренное. Возложение всех надежд на государство, невозможность помыслить себя и саму жизнь в отрыве от государственной машины, несамостоятельность общества, его чрезвычайная зависимость от бюрократической системы – все эти модели взаимоотношения с государством перетекли и в настоящее время. С другой стороны изменение системы аукнулось полным неумение общества использовать новые механизмы взаимодействия, которые предполагает демократический строй. Примеров этому огромное множество: почти у каждого в окружении найдется человек, способный рассказать об ущемлении его прав. Но добиваются соблюдения своих прав единицы. Причем, зачастую люди не пытаются решить свои проблемы исходя из устоявшихся клише: «да только больше проблем появится», «да мне это дороже выйдет», «у них там все схвачено», «все куплено» и так далее. Люди сдаются раньше, чем попробовали вступить в бой. Немое смирение в них сильнее, чем ущемленное самолюбие, чем стремление к справедливости. Корни этого, как мне кажется, лежат в несамостоятельности общества, его чрезмерном уповании на государство, на царя батюшку, на какую-то высшую силу, которая должна решать его проблемы, а оно должно работать и платить налоги. Рабское отношение рождает халатность, тиранию и самодурство, но общество этого не понимает, и, как показывает нынешнее время, абсолютно отказывается понимать.
В России структура общества интересна особенно. Псевдодемократическая форма нашей страны наполнена советским содержанием. Из-за этого мы можем видеть, как мутируют под давлением такого общества все те механизмы, которые предусмотрены законами, но не работают и не могут работать. Говоря об изменениях государственной машины, ее характера, сложно однозначно сказать, что она стремится к советской модели. Внутри нее существует множество тенденций, одна из которых – советская. Она значительна, но не единственная и выражается в вопросах мировоззрения, понимании чиновником обязанностей гражданина перед государством, стремлении государственной машины к усилению контроля за гражданами, агрессивности внешней политики, поиске внешнего и внутреннего врага. Если провести аналогию государства и человека, то наше государство в детстве ремнем жестоко избивал отец, постоянно упрекая его в мягкотелости и вот, взрослея, растущий человек бессознательно эту модель поведения отца накладывает на себя. Это уже другой человек, со своим характером. Он даже понимает, что его отец во многом был не прав, жесток и так далее, но ничего сделать не может – слишком сильно в сознании закрепился пример.
Немаловажным фактором сегодняшнего «общественного паралича» является отсутствие у нашего общества гуманитарной культуры. Гуманитарная культура — это еще одна основная сфера культуры, которая «отвечает» за формирование представлений человека о мире, это: Ценностные ориентиры, Социальные поведенческие нормы, Художественные и образные предпочтения. Предметом гуманитарной культуры является не только внутренний мир человека, но и общество — общественное сознание в той его части, которая отражает успехи человечества в познании духовной и социальной сущности человека и специфических, присущих лишь человеку форм деятельности. Это культура нравственная и правовая, социально-политическая, художественно-эстетическая, коммуникативная, психологическая и тд. Эта культура в первую очередь развивает в человеке критическое мышление, умение формировать оценочные суждения и решать сложные этические проблемы. Критическое мышление помогает думать рационально, принимать решения с опорой на доказательства и объективно оценивать информацию. Сегодня мы видим всяческое разрушение и подавление стремления человека к критическому мышлению насаждаемой фальшивой идеологией, псевдоценностями и подменой понятий. Возвращаясь к теме «государство и общество», мы видим методичное воспрепятствование государственной пропаганды против критического мышления, позволяющего анализировать информацию, рассматривать её со всех сторон, оценивать ситуацию в контексте других событий, делать выводы, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию. Любая позиция сегодня, отличная от государственной, априори — «вне закона». «Внутренний раб» сегодня уже прочно закрепился в подсознании нашего общества, не дающий выпрямить спину, и, пройдёт ещё немало времени, прежде чем общество начнёт приходить к разумному пониманию происходящего, но этот момент обязательно наступит. И начнётся он ровно тогда, когда мы переступим через свой страх.
Внутренний раб – сегодня, явление повсеместное и, что самое страшное, распространяющееся, вживающееся прочнее и прочнее. Детей воспитывают в духе смирения, и потом, в школах и вузах, они считают, что проще смириться, чем доказывать свою правоту, на работе проще промолчать, потому что всегда есть кто-то, кто извечно прав и неоспорим. Из этого отношения вытекает огромный ряд проблем современности. Это и деградация государственной машины, и низкий уровень развития гражданского общества. Самое опасное во всем этом то, что, по мнению некоторых социологов, изменится ситуация только в тот момент, когда произойдет полная смена поколений, то есть когда большая часть людей с советским менталитетом умрет, а меньшая выйдет на пенсию и потеряет возможность активно влиять на развитие страны. Это значит, что то самое развитие может быть заторможено еще на 20-25 лет. Не говоря о невозможности решить вопрос быстрее. Мало-того, даже когда поколения сменяться, останутся люди, воспитанные в советских традициях и транслирующие эти традиции в жизнь, что, опять- таки, будет создавать проблемы.
У общества в сознании закрепился образ того, былого государства. СССР распался, но образ сохранил свою силу и отношение людей к государству осталось то же, что и раньше - рабское, покорное и смиренное. Возложение всех надежд на государство, невозможность помыслить себя и саму жизнь в отрыве от государственной машины, несамостоятельность общества, его чрезвычайная зависимость от бюрократической системы – все эти модели взаимоотношения с государством перетекли и в настоящее время. С другой стороны изменение системы аукнулось полным неумение общества использовать новые механизмы взаимодействия, которые предполагает демократический строй. Примеров этому огромное множество: почти у каждого в окружении найдется человек, способный рассказать об ущемлении его прав. Но добиваются соблюдения своих прав единицы. Причем, зачастую люди не пытаются решить свои проблемы исходя из устоявшихся клише: «да только больше проблем появится», «да мне это дороже выйдет», «у них там все схвачено», «все куплено» и так далее. Люди сдаются раньше, чем попробовали вступить в бой. Немое смирение в них сильнее, чем ущемленное самолюбие, чем стремление к справедливости. Корни этого, как мне кажется, лежат в несамостоятельности общества, его чрезмерном уповании на государство, на царя батюшку, на какую-то высшую силу, которая должна решать его проблемы, а оно должно работать и платить налоги. Рабское отношение рождает халатность, тиранию и самодурство, но общество этого не понимает, и, как показывает нынешнее время, абсолютно отказывается понимать.
В России структура общества интересна особенно. Псевдодемократическая форма нашей страны наполнена советским содержанием. Из-за этого мы можем видеть, как мутируют под давлением такого общества все те механизмы, которые предусмотрены законами, но не работают и не могут работать. Говоря об изменениях государственной машины, ее характера, сложно однозначно сказать, что она стремится к советской модели. Внутри нее существует множество тенденций, одна из которых – советская. Она значительна, но не единственная и выражается в вопросах мировоззрения, понимании чиновником обязанностей гражданина перед государством, стремлении государственной машины к усилению контроля за гражданами, агрессивности внешней политики, поиске внешнего и внутреннего врага. Если провести аналогию государства и человека, то наше государство в детстве ремнем жестоко избивал отец, постоянно упрекая его в мягкотелости и вот, взрослея, растущий человек бессознательно эту модель поведения отца накладывает на себя. Это уже другой человек, со своим характером. Он даже понимает, что его отец во многом был не прав, жесток и так далее, но ничего сделать не может – слишком сильно в сознании закрепился пример.
Немаловажным фактором сегодняшнего «общественного паралича» является отсутствие у нашего общества гуманитарной культуры. Гуманитарная культура — это еще одна основная сфера культуры, которая «отвечает» за формирование представлений человека о мире, это: Ценностные ориентиры, Социальные поведенческие нормы, Художественные и образные предпочтения. Предметом гуманитарной культуры является не только внутренний мир человека, но и общество — общественное сознание в той его части, которая отражает успехи человечества в познании духовной и социальной сущности человека и специфических, присущих лишь человеку форм деятельности. Это культура нравственная и правовая, социально-политическая, художественно-эстетическая, коммуникативная, психологическая и тд. Эта культура в первую очередь развивает в человеке критическое мышление, умение формировать оценочные суждения и решать сложные этические проблемы. Критическое мышление помогает думать рационально, принимать решения с опорой на доказательства и объективно оценивать информацию. Сегодня мы видим всяческое разрушение и подавление стремления человека к критическому мышлению насаждаемой фальшивой идеологией, псевдоценностями и подменой понятий. Возвращаясь к теме «государство и общество», мы видим методичное воспрепятствование государственной пропаганды против критического мышления, позволяющего анализировать информацию, рассматривать её со всех сторон, оценивать ситуацию в контексте других событий, делать выводы, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию. Любая позиция сегодня, отличная от государственной, априори — «вне закона». «Внутренний раб» сегодня уже прочно закрепился в подсознании нашего общества, не дающий выпрямить спину, и, пройдёт ещё немало времени, прежде чем общество начнёт приходить к разумному пониманию происходящего, но этот момент обязательно наступит. И начнётся он ровно тогда, когда мы переступим через свой страх.