В Петербургском «Севкабеле» проходит выставка о Викторе Цое, выходившая несколькими годами ранее в Москве. Один из залов выставки посвящён фильму «Цитадель смерти», который планировался Рашидом Нугмановым после успеха небезызвестной «Иглы». Сиквел о похождениях Моро планировался ещё в 1988-м году, так что речи к вопросу: «Выжил ли Моро в конце первого фильма?» здесь не идёт. И если первая картина поднимала социальные проблемы СССР, то вторая часть представляла собой нечто среднее между политической антиутопией и постапокалипсисом о распадающейся Стране Советов.

Недалёкое будущее недалёкого прошлого. Свободный капиталистический город Ленинград отделился от Советского Союза, чтобы стать киберпанк-антиутопией. По телевизору — реклама отпуска в солнечной Тыве и новости о плотоядном коне из Чернобыля и гипнотическая телепередача «Eastwatch» (у ведущего — лицо Дэвида Бирна). По Дворцовой площади потрясающие мачете-байкеры несутся на вооруженных ломами и кувалдами казаков. На вершину Александровской колонны карабкается механический паук, начиненный атомной бомбой. Где‑то пробегает молодой Брюс Уиллис. На переднем плане ухмыляется Виктор Цой.

Примерно так должен был выглядеть фильм Рашида Нугманова «Цитадель смерти», который в 2024 году кажется ещё безумнее, чем в 1990-м. Гибель звезды фильма поставила на нём крест, сделав «Цитадель» самым удивительным из неосуществленных кинопроектов последних десятилетий.

Недавно «Афиша Daily» выпустила большой материал, посвящённый этому фильму, с которым вы можете ознакомиться [по ссылке в источнике]