«РОССИЙСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ: 2000—2015»

ПЕРВЫЕ 15 ЛЕТ XXl ВЕКА:

К 2001 году российский кинематограф был в состоянии, далеком от благополучного. В производство вкладывались сомнительные инвесторы, главные фильмы эпохи расходились на видеокассетах, а в кинотеатрах легче было найти шубы и запчасти, чем репертуарные новинки. Зрители почти перестали ходить в кино.

Российский кинематограф как индустрия сформировался именно в первой половине 2000-х. Общее укрепление экономики не могло не сказаться на кинобизнесе: в крупных городах стали появляться современные кинозалы и первые мультиплексы; у зрителя вырос доход и потребность в развлечениях; на телевидение потекли большие рекламные бюджеты. Российские продюсеры, живо реагируя на это, стали предлагать людям все больше самых разных картин, экспериментируя с научной фантастикой, крупнобюджетными военными драмами, ремейками советских фильмов и даже авторским кино. И если в конце 90-х в среднем появлялось около 90 отечественных фильмов в год, то к середине 2010-х эта цифра перевалила за 250.

Тематически и стилистически новый век стартовал с отголосков 90-х. Но постепенно российские режиссеры отошли от фильмов о войне и бандитах, освоили массовое кино (первым настоящим прорывом в котором стал «Ночной дозор»), большие бюджеты, а некоторые даже отправились попытать счастья в Голливуде. Одновременно с этим зародилось и свежее слово в авторском кинематографе — так называемая «новая волна» режиссеров (Хомерики, Попогребский, Хлебников), поехавшая, в свою очередь, покорять международные фестивали.

Внутри кинематографического сообщества все эти 15 лет было не очень спокойно: то раскол в Союзе кинематографистов, то постоянные изменения в системе субсидий (устаканившейся только с появлением Фонда кино), то назначение нового министра культуры. Все это не добавляло еще не окрепшей индустрии стабильности. Но несмотря на это, на протяжении всех 15 лет отечественные режиссеры снимали фильмы, вызывавшие бурные дискуссии как в среде профессиональных критиков, так и у обычных зрителей. От «Груза 200» до «Левиафана», от «Школы» до «Горько!» — российский кинематограф и телевидение постоянно находили, чем удивить и взволновать аудиторию.

15 РЕЙТИНГОВЫХ ФИЛЬМОВ И СЕРИАЛОВ ПЕРВЫХ 15 ЛЕТ XXI ВЕКА

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ:

«ГРУЗ 200» (РЕЖ. АЛЕКСЕЙ БАЛАБАНОВ, 2007)

«ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ» (РЕЖ. БОРИС ХЛЕБНИКОВ, 2013)

«КАК Я ПРОВЕЛ ЭТИМ ЛЕТОМ» (РЕЖ. АЛЕКСЕЙ ПОПОГРЕБСКИЙ, 2010)

«СТЫД» (РЕЖ. ЮСУП РАЗЫКОВ, 2013)

«ОСТРОВ» (РЕЖ. ПАВЕЛ ЛУНГИН, 2006)

«ИЗОБРАЖАЯ ЖЕРТВУ» (РЕЖ. КИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ, 2006)

«ЛЕВИАФАН» (РЕЖ. АНДРЕЙ ЗВЯГИНЦЕВ, 2014)

«В АВГУСТЕ 44-ГО» (РЕЖ. МИХАИЛ ПТАШУК, 2001)

«АДМИРАЛЪ» (РЕЖ. АНДРЕЙ КРАВЧУК, 2008)

«ПЕРВЫЙ ПОСЛЕ БОГА» (РЕЖ. ВАСИЛИЙ ЧИГИНСКИЙ, 2005)

«ДУРАК» (РЕЖ. ЮРИЙ БЫКОВ, 2015)

«БУМЕР» (РЕЖ. ПЕТР БУСЛОВ, 2003)

«72 МЕТРА» (РЕЖ. ВЛАДИМИР ХОТИНЕНКО, 2004)

«СЁСТРЫ» (РЕЖ. СЕРГЕЙ БОДРОВ, 2001)

«БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ» (РЕЖ. АЛЕКСАНДР КОТТ, 2010)

СЕРИАЛЫ:

«АПОСТОЛ» (РЕЖ. ЮРИЙ МОРОЗ, 2008)

«ЛИКВИДАЦИЯ» (РЕЖ. СЕРГЕЙ УРСУЛЯК, 2007)

«ЖИЗНЬ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ МИШКИ ЯПОНЧИКА» (РЕЖ. СЕРГЕЙ ГИНЗБУРГ, 2011)

«БРИГАДА» (РЕЖ. АЛЕКСЕЙ СИДОРОВ, 2002)

«ДАЛЬНОБОЙЩИКИ» (РЕЖ. ЮРИЙ КУЗЬМЕНКО, 2001)

«ЗОНА» (РЕЖ. ПЕТР ШТЕЙН, 2006)

«ЧЕРНЫЕ ВОЛКИ» (РЕЖ. ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВ, 2011)

«МАСТЕР И МАРГАРИТА» (РЕЖ. ВЛАДИМИР БОРТКО, 2005)

«ДОРОГОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК» (РЕЖ. ЕГОР АБРОСИМОВ, 2011)

«ОТТЕПЕЛЬ» (РЕЖ. ВАЛЕРИЙ ТОДОРОВСКИЙ, 2013)

«ШТРАФБАТ» (РЕЖ. НИКОЛАЙ ДОСТАЛЬ, 2004)

«ОФИЦЕРЫ» (РЕЖ. МУРАД АЛИЕВ, 2006)

«ДИВЕРСАНТ» (РЕЖ. АНДРЕЙ МАЛЮКОВ, 2004)

«РУССКИЙ ПЕРЕВОД» (РЕЖ. АЛЕСАКСАНДР ЧЕРНЯЕВ, 2006)

«ОСТРОВ НЕНУЖНЫХ ЛЮДЕЙ» (РЕЖ. ЭДУАРД ПАРРИ, 2011)