«Зелёный слоник» – отражение социального хоррора, ставшего нормой
В мае прошлого (2022-го) года каток цензуры изрядно проехался по кинотворению Светланы Басковой, определив его в статус запрещённых на территории РФ, и это спустя 23 года после его выхода.
За эти годы (с выхода ЗС) Владимир Епифанцев и Сергей Пахомов стали известными и востребованными артистами, но многие ещё помнят, что они вытворяли в этом трэшовом сплэттере Светланы Басковой. В 2015 году у «Зелёного слоника» был настолько высокий рейтинг, что он обогнал «Фореста Гампа», «Начало», «Гладиатора» и «Короля Льва». Несмотря на «трэш-сюжет» фильма он и сегодня остаётся мегапопулярным и набирает всё больше зрительской аудитории и подписчиков в социальных сетях – после запрета рейтинг подскочил с новой силой. О фильме складывают легенды, а фанаты создают десятки фан-роликов и музыкальных треков по мотивам и фрагментам фильма. «Зелёный слоник» настолько неоднозначный фильм, (да, это всё-таки фильм), что о нём даже пишут научные работы по психологии и психиатрии.
Основная эмоция, которую ты испытываешь при просмотре, это безумная безысходность. Та грань отчаяния, когда ты уже не можешь ничего предпринять и остаются только одни эмоции, выплескивающиеся в ор, крик, раздражение, агрессию. Пытаясь применить рациональные методы решения проблемы, ты еще более отчаиваешься. И даже полное понимание того, что тебе нужно успокоиться в этот момент не помогает, только усугубляя ситуацию беспомощности. «Зелёный слоник» можно назвать терапевтическим кино. Это точная иллюстрация и аллюзия на сегодняшнее федеральное телевидение и происходящее с обществом в целом. Если проследить персонажей от начала и до конца, мы видим как двое, вроде бы на первый взгляд вменяемых людей, постепенно, вместе со зрителем и его психологическим погружением в происходящее начинают сходить с ума. Потом это происходит уже и с героем Епифанцева, где под вынужденным и постоянным влиянием Поехавшего, он сам превращается в какое-то человекоподобное существо. Финал фильма приходит к абсолютному социальному хоррору и моральному разложению, то, к чему мы сегодня пришли. «Зелёный слоник» сегодня и есть аллегория нашего общества – одна полуторачасовая метафора. Это своеобразный срез общества. Разберем по частям в фильме показанное: 1. Пахом-Поехавший – средства массовой информации, которые пытаются накормить обывателей не самой приятной субстанцией. 2. Братишка (Епифанцев) - обыватели, общество, которое этой самой субстанцией пытаются накормить. Обыватель брыкается, орет, не хочет питаться, но иного-то и нет (как собственно и в камере). Поэтому пытается взывать к начальству. 3. Начальство («полковник» и «капитан») - оно и есть начальство. Ему главное, чтобы обыватель работал. Расчищал своими руками всю окружающую его грязь. А как оно это будет делать – не суть важно. В итоге имеем грязное, грубое, жестокое, мрачное, скандальное, но при этом монументальное произведение, которое переживёт своего создателя.
«Зелёный слоник» несёт в себе идею, не остановленную моральными, политическими и идеологическими регуляторами, которые пытаются закрыть глаза на проблемы, что особенно свойственно государствам постсоветского пространства, идею, отражающую существующую группу людей и ее ущербность, а также проблемы нашего общества в целом. Нарочитая убогость, угрюмость, темнота, пустые мрачные помещения, некачественная съёмка – всё это неотъемлемая часть фильма, формирующая отношение к персонажам и действительности, в которой они обитают. Постепенно проникаешься чувством обречённости и безысходности, которые всё крепче хватают тебя за горло и уже не отпустят до самого конца. Ты видишь стремительное движение поезда под откос, но понимаешь, что затормозить не успеешь. Остаётся лишь дорога в ад, и она неизбежна, так лицезреем же умопомрачительное фиаско. Неспешное повествование сменяется полной фантасмагорией, калейдоскопом необъяснимых, шизофренических ситуаций, выливающихся в кровавый гротеск в качестве выхода из безвыходного положения. Дымка, порождённая тлетворной атмосферой фильма, не даёт увидеть не только благополучного, но даже несчастного будущего для героев. Смерть и безумное неведение для них являются благом, своего рода эвтаназией для онкологического больного, оберегающей его от мучительных и невыносимых страданий.
Почти все уже написано и сказано про этот фильм, который по словам самих создателей, и по другим признакам и не фильм вовсе. Но эпоха Ютуба и массового распространения видеотрафика не просто выдернула из небытия это уникальное явление, а, пожалуй, обессмертила его до такой степени, что впору сказать: "есть хорошее кино, есть плохое, а есть Зелёный слоник" . С такой оценкой безусловно не согласятся те, кому "не зашло". Но одного не отнять. В наше время критерий вирусности приобрел такое значение в медиасфере, а следовательно, и в повседневной жизни приближающегося к абсолюту процента людей. «Зеленый слоник« это медиавирус почти с 100% контагиозностью. Сколько бы трактовок не было, от простых дихотомий "народ-власть" до библейских наподобие четырех персонажей-всадников Апокалипсиса или Евангелистов, »Зеленый слоник» это прежде всего объект вирусного, меметического метавосприятия.
Диалоги (а особенно их гениальное исполнение актерами) - пожалуй, главная составляющая популярности фильма. Дело не только в том, что они буквально пропитывают его абсурдностью и сумасшествием и задают тон атмосфере фильма; дело еще и в том, что диалоги стали вполне самодостаточны по отношению к фильму. Многие из тех, кто смотрел «Слоника», приняли решение ознакомиться с фильмом не в последнюю очередь благодаря разошедшимися на цитаты беседам героев; и не меньшее число человек даже и не смотрели весь фильм, ограничиваясь просмотром отдельных его эпизодов; многие не смотрели и этого, но тем не менее активно используют в своей речи отдельные фразы, ставшие крылатыми. Фильм удивляет не только гениально-тривиальным видеорядом с шокирующими кадрами, но и смысловой составляющей, построенной на абсолютной импровизации, смешав в идеальных пропорциях черный юмор, абсурд и нецензурную лексику. Ещё и за это картина и заслуживает как свою широчайшую (и не думающую стихать) популярность.
В мае прошлого (2022-го) года каток цензуры изрядно проехался по кинотворению Светланы Басковой, определив его в статус запрещённых на территории РФ, и это спустя 23 года после его выхода.
За эти годы (с выхода ЗС) Владимир Епифанцев и Сергей Пахомов стали известными и востребованными артистами, но многие ещё помнят, что они вытворяли в этом трэшовом сплэттере Светланы Басковой. В 2015 году у «Зелёного слоника» был настолько высокий рейтинг, что он обогнал «Фореста Гампа», «Начало», «Гладиатора» и «Короля Льва». Несмотря на «трэш-сюжет» фильма он и сегодня остаётся мегапопулярным и набирает всё больше зрительской аудитории и подписчиков в социальных сетях – после запрета рейтинг подскочил с новой силой. О фильме складывают легенды, а фанаты создают десятки фан-роликов и музыкальных треков по мотивам и фрагментам фильма. «Зелёный слоник» настолько неоднозначный фильм, (да, это всё-таки фильм), что о нём даже пишут научные работы по психологии и психиатрии.
Основная эмоция, которую ты испытываешь при просмотре, это безумная безысходность. Та грань отчаяния, когда ты уже не можешь ничего предпринять и остаются только одни эмоции, выплескивающиеся в ор, крик, раздражение, агрессию. Пытаясь применить рациональные методы решения проблемы, ты еще более отчаиваешься. И даже полное понимание того, что тебе нужно успокоиться в этот момент не помогает, только усугубляя ситуацию беспомощности. «Зелёный слоник» можно назвать терапевтическим кино. Это точная иллюстрация и аллюзия на сегодняшнее федеральное телевидение и происходящее с обществом в целом. Если проследить персонажей от начала и до конца, мы видим как двое, вроде бы на первый взгляд вменяемых людей, постепенно, вместе со зрителем и его психологическим погружением в происходящее начинают сходить с ума. Потом это происходит уже и с героем Епифанцева, где под вынужденным и постоянным влиянием Поехавшего, он сам превращается в какое-то человекоподобное существо. Финал фильма приходит к абсолютному социальному хоррору и моральному разложению, то, к чему мы сегодня пришли. «Зелёный слоник» сегодня и есть аллегория нашего общества – одна полуторачасовая метафора. Это своеобразный срез общества. Разберем по частям в фильме показанное: 1. Пахом-Поехавший – средства массовой информации, которые пытаются накормить обывателей не самой приятной субстанцией. 2. Братишка (Епифанцев) - обыватели, общество, которое этой самой субстанцией пытаются накормить. Обыватель брыкается, орет, не хочет питаться, но иного-то и нет (как собственно и в камере). Поэтому пытается взывать к начальству. 3. Начальство («полковник» и «капитан») - оно и есть начальство. Ему главное, чтобы обыватель работал. Расчищал своими руками всю окружающую его грязь. А как оно это будет делать – не суть важно. В итоге имеем грязное, грубое, жестокое, мрачное, скандальное, но при этом монументальное произведение, которое переживёт своего создателя.
«Зелёный слоник» несёт в себе идею, не остановленную моральными, политическими и идеологическими регуляторами, которые пытаются закрыть глаза на проблемы, что особенно свойственно государствам постсоветского пространства, идею, отражающую существующую группу людей и ее ущербность, а также проблемы нашего общества в целом. Нарочитая убогость, угрюмость, темнота, пустые мрачные помещения, некачественная съёмка – всё это неотъемлемая часть фильма, формирующая отношение к персонажам и действительности, в которой они обитают. Постепенно проникаешься чувством обречённости и безысходности, которые всё крепче хватают тебя за горло и уже не отпустят до самого конца. Ты видишь стремительное движение поезда под откос, но понимаешь, что затормозить не успеешь. Остаётся лишь дорога в ад, и она неизбежна, так лицезреем же умопомрачительное фиаско. Неспешное повествование сменяется полной фантасмагорией, калейдоскопом необъяснимых, шизофренических ситуаций, выливающихся в кровавый гротеск в качестве выхода из безвыходного положения. Дымка, порождённая тлетворной атмосферой фильма, не даёт увидеть не только благополучного, но даже несчастного будущего для героев. Смерть и безумное неведение для них являются благом, своего рода эвтаназией для онкологического больного, оберегающей его от мучительных и невыносимых страданий.
Почти все уже написано и сказано про этот фильм, который по словам самих создателей, и по другим признакам и не фильм вовсе. Но эпоха Ютуба и массового распространения видеотрафика не просто выдернула из небытия это уникальное явление, а, пожалуй, обессмертила его до такой степени, что впору сказать: "есть хорошее кино, есть плохое, а есть Зелёный слоник" . С такой оценкой безусловно не согласятся те, кому "не зашло". Но одного не отнять. В наше время критерий вирусности приобрел такое значение в медиасфере, а следовательно, и в повседневной жизни приближающегося к абсолюту процента людей. «Зеленый слоник« это медиавирус почти с 100% контагиозностью. Сколько бы трактовок не было, от простых дихотомий "народ-власть" до библейских наподобие четырех персонажей-всадников Апокалипсиса или Евангелистов, »Зеленый слоник» это прежде всего объект вирусного, меметического метавосприятия.
Диалоги (а особенно их гениальное исполнение актерами) - пожалуй, главная составляющая популярности фильма. Дело не только в том, что они буквально пропитывают его абсурдностью и сумасшествием и задают тон атмосфере фильма; дело еще и в том, что диалоги стали вполне самодостаточны по отношению к фильму. Многие из тех, кто смотрел «Слоника», приняли решение ознакомиться с фильмом не в последнюю очередь благодаря разошедшимися на цитаты беседам героев; и не меньшее число человек даже и не смотрели весь фильм, ограничиваясь просмотром отдельных его эпизодов; многие не смотрели и этого, но тем не менее активно используют в своей речи отдельные фразы, ставшие крылатыми. Фильм удивляет не только гениально-тривиальным видеорядом с шокирующими кадрами, но и смысловой составляющей, построенной на абсолютной импровизации, смешав в идеальных пропорциях черный юмор, абсурд и нецензурную лексику. Ещё и за это картина и заслуживает как свою широчайшую (и не думающую стихать) популярность.