«ЗОНА» – тюремный роман
«ЗОНА» – это не территория, это та проверка, в результате которой человек может либо выстоять, либо сломаться. Выстоит ли человек – зависит от его чувства собственного достоинства, его способности различать главное и преходящее»
Андрей Тарковский
Эпиграфом к каждому эпизоду сериала Петра Штейна «Зона» идёт цитата из фильма Андрея Тарковского «Сталкер».
В отличие от большого множества российских сериалов того времени (середины нулевых) на тюремную или криминальную тематику, сериал режиссёра Петра Штейна можно назвать действительно удачным художественным произведением, раскрывающим простым обывателям и зрителям шокирующую действительность «тюремного зазеркалья», отражая все стороны человеческой сущности вместе с её пороками — и показаны они там порой настолько реалистично, настолько вычурно и правдоподобно, что даже в относительно свободное время (выпавшее на тот период 2000-х) вокруг сериала разразился настоящий скандал, и в результате общественного давления был снят с эфира на две недели. После вынужденного перерыва проект вернулся в эфир, но уже в ночное, и менее удобное для телезрителей время. Во время одного из своих выступлений в Государственной думе министр обороны Российской Федерации Сергей Иванов заявил, что сериал «Зона» нежелательным образом романтизирует российскую уголовную действительность. Сегодня же, появление подобного сериала на российском телевидении не только сложно представить, но и попросту невозможно – разве что, он бы мог выйти на какой-нибудь стриминговой платформе. О скандале вокруг сериала написала «Новая газета».
50 серий «Зоны» рассказывают о буднях одного из многочисленных СИЗО (Следственных изоляторов) где-то в российской провинции – конкретной географической привязки в сериале нет, но, условно действие разворачивается в «Слободском районе», а в кадре мелькают номерные знаки с кодом 34 (Волгоградская область), также несколько раз упоминается город Камышин. Съёмки тюремных сцен сериала проходили в Москве на специально переоборудованном для этих целей заводе, находящемся недалеко от центра столицы.
В сериале две главных и большое множество параллельных сюжетных линий, с бесчисленным количеством персонажей – и у каждого из них своя история, проходных лиц в повествовании почти нет. Практически каждый, даже второстепенный персонаж имеет персональную ветку сюжета, где он так или иначе раскрывается. Многие, на тот момент неизвестные актёры стали звёздными и узнаваемыми именно после «Зоны», некоторые из которых имели в прошлом реальные сроки заключения. Проект снимался практически в онлайн-режиме реалити-шоу, на момент выхода в эфир было отснято лишь несколько серий. Никто – даже сценаристы, не знали чем закончится в итоге сериал, материал выходил в свет буквально «с колёс». В качестве консультанта по тюремному быту был приглашён Фима Жиганец. В основу сценария сериала «Зона» была положена рукопись, миновавшая тюремную цензуру и переданная киностудии. Для того чтобы этот факт не казался мистификацией и рекламным ходом, направленным на повышение интереса к сериалу, сценаристы передали рукопись экспертам, которые заявили, что так достоверно описать тюремную жизнь могли только опытные заключённые. О создателях рукописи известно только то, что они на тот момент находились в местах лишения свободы. Во время написания сценария сериала «Зона» автор идеи Ася Карева много общалась с заключёнными, а режиссёр Пётр Штейн даже посетил одну из тюрем.
В «Зоне» переплетаются человеческие судьбы совершенно разных людей из разных «миров» и социальных прослоек общества – спортсмены, врачи, экономисты, следователи, брачные аферисты и тд. Сериал говорит о том, что «от тюрьмы зарекаться не следует» – там может оказаться каждый. В сериале подчеркнута и красной нитью проходит извечная тема российской действительности – нам показывают гниль системы следствия и способности людей просто так «повесить» на человека преступление. Истории отдельных сюжетных линий все также актуальны в современном произволе. Тюрьма на экране, как и в реальной жизни раскрывает сущность и суть человека. В местах лишения свободы и ограниченном пространстве быстро становится понятно, кто есть кто. В сюжете кинопроизведения есть место предательствам и преданности, жестокости и доброты, любви и ненависти. Фильм приоткрывает завесу над закрытым для посторонних взглядов миром. Где арестант бесправное существо по отношению к администрации, где администрация может сломать жизнь человеку, где внутрикамерная жизнь это отдельный мир, в котором нет места жалости и чувствам. Блатные, мужики, «наседки», опущенные, козлы, чушкари мелькают перед зрителем в этой страшной круговерти. Главное в том, что даже в беспросветно – бесправном бытие зрителю показаны человеческие характеры и желание выжить в столь не простых условиях. Как выжить и остаться человеком, сохранить себя в этом страшном месте? Как не сойти с ума? Эти вопросы тревожат не только тех, кто находится в камере заключения, но и тех, кто «по другую сторону решётки» – сотрудники ФСИН: начальство, следователи, опера, конвоиры – все они, по сути тоже являются узниками этого зазеркалья, со своими правилами, уставом и долгом. В «Зоне» наглядно показана система такой, какая она есть – ломающей, коверкающей, унизительной и совсем не исправляющей.
Сериал показывает механизмы системы, которыми движима тюрьма и рассказывает об этом - в повествовании заложен огромный пласт подробностей столь мрачного места, от тюремного быта и мелочей, начиная с жаргона и лексикона зеков до невероятных масштабов нелегальных дел, совершаемых сотрудниками колоний. Здесь затронуты все аспекты, которые только могут быть: и порой становится неприятно и противно от того, как унижают и уничтожают людей…
На момент своего выхода сериал «Зона» произвёл настоящий фурор и имел ошеломительные зрительские рейтинги. Режиссёр Пётр Штейн навсегда вписал свое кинопроизведение в историю лучших российских сериалов. И в отличие от таких известных многосерийных лент прошлого как «Бригада» или «Бандитский Петербург», популярность которых не утихает до сих пор – «Зона» оказалась незаслуженно забыта. Наверное, для тех кто смотрел, это послужит поводом пересмотреть и снова посопереживать героям, а тем кто не видел – ознакомиться. Сегодня «Зону» уже без тени сомнения можно назвать «российской тюремной классикой» со своей атмосферой эпохи и духом времени.
Нет в России закона, и не было никогда. (с)
«ЗОНА» – это не территория, это та проверка, в результате которой человек может либо выстоять, либо сломаться. Выстоит ли человек – зависит от его чувства собственного достоинства, его способности различать главное и преходящее»
Андрей Тарковский
Эпиграфом к каждому эпизоду сериала Петра Штейна «Зона» идёт цитата из фильма Андрея Тарковского «Сталкер».
В отличие от большого множества российских сериалов того времени (середины нулевых) на тюремную или криминальную тематику, сериал режиссёра Петра Штейна можно назвать действительно удачным художественным произведением, раскрывающим простым обывателям и зрителям шокирующую действительность «тюремного зазеркалья», отражая все стороны человеческой сущности вместе с её пороками — и показаны они там порой настолько реалистично, настолько вычурно и правдоподобно, что даже в относительно свободное время (выпавшее на тот период 2000-х) вокруг сериала разразился настоящий скандал, и в результате общественного давления был снят с эфира на две недели. После вынужденного перерыва проект вернулся в эфир, но уже в ночное, и менее удобное для телезрителей время. Во время одного из своих выступлений в Государственной думе министр обороны Российской Федерации Сергей Иванов заявил, что сериал «Зона» нежелательным образом романтизирует российскую уголовную действительность. Сегодня же, появление подобного сериала на российском телевидении не только сложно представить, но и попросту невозможно – разве что, он бы мог выйти на какой-нибудь стриминговой платформе. О скандале вокруг сериала написала «Новая газета».
50 серий «Зоны» рассказывают о буднях одного из многочисленных СИЗО (Следственных изоляторов) где-то в российской провинции – конкретной географической привязки в сериале нет, но, условно действие разворачивается в «Слободском районе», а в кадре мелькают номерные знаки с кодом 34 (Волгоградская область), также несколько раз упоминается город Камышин. Съёмки тюремных сцен сериала проходили в Москве на специально переоборудованном для этих целей заводе, находящемся недалеко от центра столицы.
В сериале две главных и большое множество параллельных сюжетных линий, с бесчисленным количеством персонажей – и у каждого из них своя история, проходных лиц в повествовании почти нет. Практически каждый, даже второстепенный персонаж имеет персональную ветку сюжета, где он так или иначе раскрывается. Многие, на тот момент неизвестные актёры стали звёздными и узнаваемыми именно после «Зоны», некоторые из которых имели в прошлом реальные сроки заключения. Проект снимался практически в онлайн-режиме реалити-шоу, на момент выхода в эфир было отснято лишь несколько серий. Никто – даже сценаристы, не знали чем закончится в итоге сериал, материал выходил в свет буквально «с колёс». В качестве консультанта по тюремному быту был приглашён Фима Жиганец. В основу сценария сериала «Зона» была положена рукопись, миновавшая тюремную цензуру и переданная киностудии. Для того чтобы этот факт не казался мистификацией и рекламным ходом, направленным на повышение интереса к сериалу, сценаристы передали рукопись экспертам, которые заявили, что так достоверно описать тюремную жизнь могли только опытные заключённые. О создателях рукописи известно только то, что они на тот момент находились в местах лишения свободы. Во время написания сценария сериала «Зона» автор идеи Ася Карева много общалась с заключёнными, а режиссёр Пётр Штейн даже посетил одну из тюрем.
В «Зоне» переплетаются человеческие судьбы совершенно разных людей из разных «миров» и социальных прослоек общества – спортсмены, врачи, экономисты, следователи, брачные аферисты и тд. Сериал говорит о том, что «от тюрьмы зарекаться не следует» – там может оказаться каждый. В сериале подчеркнута и красной нитью проходит извечная тема российской действительности – нам показывают гниль системы следствия и способности людей просто так «повесить» на человека преступление. Истории отдельных сюжетных линий все также актуальны в современном произволе. Тюрьма на экране, как и в реальной жизни раскрывает сущность и суть человека. В местах лишения свободы и ограниченном пространстве быстро становится понятно, кто есть кто. В сюжете кинопроизведения есть место предательствам и преданности, жестокости и доброты, любви и ненависти. Фильм приоткрывает завесу над закрытым для посторонних взглядов миром. Где арестант бесправное существо по отношению к администрации, где администрация может сломать жизнь человеку, где внутрикамерная жизнь это отдельный мир, в котором нет места жалости и чувствам. Блатные, мужики, «наседки», опущенные, козлы, чушкари мелькают перед зрителем в этой страшной круговерти. Главное в том, что даже в беспросветно – бесправном бытие зрителю показаны человеческие характеры и желание выжить в столь не простых условиях. Как выжить и остаться человеком, сохранить себя в этом страшном месте? Как не сойти с ума? Эти вопросы тревожат не только тех, кто находится в камере заключения, но и тех, кто «по другую сторону решётки» – сотрудники ФСИН: начальство, следователи, опера, конвоиры – все они, по сути тоже являются узниками этого зазеркалья, со своими правилами, уставом и долгом. В «Зоне» наглядно показана система такой, какая она есть – ломающей, коверкающей, унизительной и совсем не исправляющей.
Сериал показывает механизмы системы, которыми движима тюрьма и рассказывает об этом - в повествовании заложен огромный пласт подробностей столь мрачного места, от тюремного быта и мелочей, начиная с жаргона и лексикона зеков до невероятных масштабов нелегальных дел, совершаемых сотрудниками колоний. Здесь затронуты все аспекты, которые только могут быть: и порой становится неприятно и противно от того, как унижают и уничтожают людей…
На момент своего выхода сериал «Зона» произвёл настоящий фурор и имел ошеломительные зрительские рейтинги. Режиссёр Пётр Штейн навсегда вписал свое кинопроизведение в историю лучших российских сериалов. И в отличие от таких известных многосерийных лент прошлого как «Бригада» или «Бандитский Петербург», популярность которых не утихает до сих пор – «Зона» оказалась незаслуженно забыта. Наверное, для тех кто смотрел, это послужит поводом пересмотреть и снова посопереживать героям, а тем кто не видел – ознакомиться. Сегодня «Зону» уже без тени сомнения можно назвать «российской тюремной классикой» со своей атмосферой эпохи и духом времени.
Нет в России закона, и не было никогда. (с)