«БЕСЫ» – зловещий артхаус бессмертной классики
«Бесы» – фильм Романа Шаляпина и Евгения Ткачука, вышедший одновременно с сериалом Хотиненко в 2014 году, где тот же Ткачук играл Шатова. В начальных титрах значится: «Фильм Романа Шаляпина и Евгения Ткачука». Два молодых театральных актёра-однокурсника написали сценарий, думая вначале, что будут снимать двадцатиминутную короткометражку по мотивам романа Достоевского. В итоге сняли полнометражную картину.
Бюджет фильма – менее двух миллионов рублей, на этом проекте все работали бесплатно. Фильм снимался на территории заброшенного завода на Сетуни. Работа над фильмом продолжалась два с половиной года. Первые полтора года финансирования у проекта вообще не было, потом Валерий Петрович Тодоровский со своей продюсерской компанией «Мармот-фильм» помог довести фильм до конца.
Фильм «Бесы» – режиссерская интерпретация романа Ф. М. Достоевского о становлении радикальных движений в России середины XIX века. Автор создал экспериментальную картину, в которой представлено ограниченное количество героев, и все они – исключительно члены подпольной ячейки.
Вокруг Степана Трофимовича Верховенского собирается либерально настроенная молодежь. Его сын Петр – вдохновитель революционной ячейки. Чтобы доказать свою преданность делу и связать участников клуба кровью, Верховенский убивает молодого человека Ивана Шатова, который собирается покинуть движение и донести на своих соратников.
Режиссёры стараются придать рассказываемой истории современное звучание, из-за чего помещают повествование в наше время, ограничивая происходящее тремя реальными интерьерами. Конечно, фильм воспринимается больше как спектакль, чем как полноценный фильм, актеры играют пластически избыточно, с пережимом, интонационно педалируя сильными эмоциями.
Это самое настоящее поколенческое кино: запальчивое, постоянно срывающееся на символизм, доводящее свои образы до злой карикатуры, до полного абсурда. Молодым нет смысла обтесывать углы, они еще не хотят включать в себе внутреннего цензора. Каждое поколение имеет право на своего Достоевского.
Ткачук работает, как гигантский пресс, впечатывающий и вбивающий неумолкаемыми речами немногочисленных персонажей. Такое ощущение, что его Верховенский, открыв рот, уже не может остановиться. Удивительно, насколько внешне Ткачук «простачок-дурачок», настолько внутренне – Сатана. Верховенский буквально пикирует на своих жертв, появляясь откуда-то сверху. Он – заводной долгоиграющий механизм, чья внутренняя пружина в любой момент готова распрямиться и снести не только окружающих, но и разрушить самого себя.
Антураж «Бесов» сжат до минимума. Ребята вычленили из толстенного романа, как сейчас говорят, «самый сок». И рафинированный продукт оказался довольно ядовитым и горьким.
Время в вольной экранизации сжато до предела, практически следуя классической театральной трагедийной традиции, подразумевающей единство времени, места и действия. Некий рок, обреченность обозначен декоративным невинно-белым голубем.
Кульминация, месседж картины выражены в последнем монологе Верховенского, не оставляющим никаких лазеек для разночтений. Это – кратко сформулированное кредо любого абсолютизма, в основе которого всегда лежит низведение рода человеческого до уровня покорного, бессловесного и слабо соображающего скота. Народ-функция – голубая мечта любого диктатора.
Воплощенный режиссерский ход с белой комнатой, позволяющий погрузиться во внутренний мир Верховенского, увидеть его расщепление в ослепляющей идее, очень оригинален, динамичен и оправданно определен перед центральным заключительным монологом героя.
«Бесы» – Один из самых мощнейших киноопусов и актёрских высказываний в современном российском кино.
«Бесы» – фильм Романа Шаляпина и Евгения Ткачука, вышедший одновременно с сериалом Хотиненко в 2014 году, где тот же Ткачук играл Шатова. В начальных титрах значится: «Фильм Романа Шаляпина и Евгения Ткачука». Два молодых театральных актёра-однокурсника написали сценарий, думая вначале, что будут снимать двадцатиминутную короткометражку по мотивам романа Достоевского. В итоге сняли полнометражную картину.
Бюджет фильма – менее двух миллионов рублей, на этом проекте все работали бесплатно. Фильм снимался на территории заброшенного завода на Сетуни. Работа над фильмом продолжалась два с половиной года. Первые полтора года финансирования у проекта вообще не было, потом Валерий Петрович Тодоровский со своей продюсерской компанией «Мармот-фильм» помог довести фильм до конца.
Фильм «Бесы» – режиссерская интерпретация романа Ф. М. Достоевского о становлении радикальных движений в России середины XIX века. Автор создал экспериментальную картину, в которой представлено ограниченное количество героев, и все они – исключительно члены подпольной ячейки.
Вокруг Степана Трофимовича Верховенского собирается либерально настроенная молодежь. Его сын Петр – вдохновитель революционной ячейки. Чтобы доказать свою преданность делу и связать участников клуба кровью, Верховенский убивает молодого человека Ивана Шатова, который собирается покинуть движение и донести на своих соратников.
Режиссёры стараются придать рассказываемой истории современное звучание, из-за чего помещают повествование в наше время, ограничивая происходящее тремя реальными интерьерами. Конечно, фильм воспринимается больше как спектакль, чем как полноценный фильм, актеры играют пластически избыточно, с пережимом, интонационно педалируя сильными эмоциями.
Это самое настоящее поколенческое кино: запальчивое, постоянно срывающееся на символизм, доводящее свои образы до злой карикатуры, до полного абсурда. Молодым нет смысла обтесывать углы, они еще не хотят включать в себе внутреннего цензора. Каждое поколение имеет право на своего Достоевского.
Ткачук работает, как гигантский пресс, впечатывающий и вбивающий неумолкаемыми речами немногочисленных персонажей. Такое ощущение, что его Верховенский, открыв рот, уже не может остановиться. Удивительно, насколько внешне Ткачук «простачок-дурачок», настолько внутренне – Сатана. Верховенский буквально пикирует на своих жертв, появляясь откуда-то сверху. Он – заводной долгоиграющий механизм, чья внутренняя пружина в любой момент готова распрямиться и снести не только окружающих, но и разрушить самого себя.
Антураж «Бесов» сжат до минимума. Ребята вычленили из толстенного романа, как сейчас говорят, «самый сок». И рафинированный продукт оказался довольно ядовитым и горьким.
Время в вольной экранизации сжато до предела, практически следуя классической театральной трагедийной традиции, подразумевающей единство времени, места и действия. Некий рок, обреченность обозначен декоративным невинно-белым голубем.
Кульминация, месседж картины выражены в последнем монологе Верховенского, не оставляющим никаких лазеек для разночтений. Это – кратко сформулированное кредо любого абсолютизма, в основе которого всегда лежит низведение рода человеческого до уровня покорного, бессловесного и слабо соображающего скота. Народ-функция – голубая мечта любого диктатора.
Воплощенный режиссерский ход с белой комнатой, позволяющий погрузиться во внутренний мир Верховенского, увидеть его расщепление в ослепляющей идее, очень оригинален, динамичен и оправданно определен перед центральным заключительным монологом героя.
«Бесы» – Один из самых мощнейших киноопусов и актёрских высказываний в современном российском кино.