На рассказ Василия Шукшина «Охота жить» сняты десятки советских и современных короткометражек, но наиболее выдающейся, и глубоко передающей атмосферу авторского оригинала можно выделить чёрно-белую дипломную работу режиссёра Александра Колбышева, снятую в 1998-м году на киностудии «Беларусьфильм». Из современных экранизаций рассказа «Охота жить» довольно мощно получилось высказаться режиссёру Сергею Малюгову, известного сегодня по нескольким телесериалам. Также, 2014-м году народный артист Сергей Никонеко снял одноимённую полнометражную картину «Охота жить» по мотивам оригинала.

Василий Макарович Шукшин - выдающийся писатель, режиссёр и актёр советского периода. Рассказ «Охота жить» впервые был опубликован в 1967 году в период признания Шукшина как популярного, своеобразного актёра, сценариста и режиссёра. Это, по классификации писателя, «рассказ-судьба» с элементами «рассказа-исповеди». Произведение построено на контрасте судеб двух главных героев, которые исповедуются друг перед другом. В данном литературном сочинении поражает, прежде всего, многообразие, актуальность и острота поставленных Василием Шукшиным проблем. Рассказ написан в художественной повествовательной манере, и в нём отлично проявляется мастерство создания психологической характеристики персонажей, противопоставленных друг другу. Это история случайной встречи таёжного охотника Никитича и молодого парня, бежавшего из мест заключения...

В избушку охотника приходит уставший молодой человек. Старик Никитич угощает парня и расспрашивает его. Центральный диалог рассказа связан с заголовком. Парень рассуждает о том, что ему охота жить. Никитич пытается обратить рассуждения парня в общечеловеческие: «Жить всем охота».

Шукшин поднимает в рассказе ряд взаимосвязанных нравственных проблем: проблему ценности человеческой жизни, проблему эгоизма и альтруизма, преступления и наказания. Особую остроту приобретает актуальная в творчестве Шукшина проблема противостояния города и деревни. «Огни большого города» манят лёгкой, даже преступной, жизнью, а тайга даёт жизнь настоящую и проверяет истинные человеческие качества. Никитич думает о молодых: «Сожрёт он вас, город-то». Важна проблема понимания между поколениями. Можно даже предположить, что именно Шукшиным вдохновлялся Алексей Балабанов, создавая на бумаге образы персонажей своего первого успешного фильма «Брат» - уж как-то по Гофмановски Никитич рассуждает о городе, который, Немец называл «злая сила» - а фраза Данилы Багрова «Дед, продай ружье?» и вовсе произнесена прямой цитатой.

Рассказ написан простым понятным языком, именно тем языком, который знаком В. М. Шукшину с детства, на котором общаются его земляки-сибиряки. Использование диалектной лексики, разговорных, просторечных, а иногда и жаргонных, бранных слов, придают литературному тексту жизненности, полной естественности, более ярко характеризует героев, их образ жизни, поведение, отношение к окружающему миру. Писатель воссоздаёт живую речь героев, собственно ту, которую мы называем живым русским языком. В этом и выражаются особенности шукшинского языка, эмоционального, выразительного. Эти черты определяют неповторимость языка писателя.

Встреча этих двух людей под талантливым пером автора из локального события превращается в невероятно мощную и глубокую историю о том, что представляет собой существо под названием человек, и какие основные правила и принципы жизни делают его человеком в полном смысле этого слова, человеком, духовный облик которого гораздо важнее его внешности. Мастерство автора заключается в умении не просто раскрыть характеры персонажей, а в способности передать мощную духовно- нравственную концепцию смысла, который скрывается за словосочетанием "охота жить". Василий Шукшин писал об этом предельно правдиво, остро чувствуя жизнь и глубоко понимая, в чем её сила.