«Чужое дежурство» – милицейский нуар с берегов Невы
Время конца девяностых, начала нулевых в Петербурге породило отдельную визуальную эстетику в кинематографе, достаточно взять ранние фильмы Алексея Балабанова, или первые питерские сериалы криминального жанра, вроде «Бандитского Петербурга» или «Улиц разбитых фонарей».
Одним из таких основоположников является бывший опер отдела по расследованию заказных убийств Максим Есаулов, по произведениям которого зародился целый пласт «исконно-питерских детективов» со своей стилистикой и атмосферой.
Здесь всегда пасмурно и завтра никогда не наступит. Полное ощущение тотальной безнадёги, под гнетущим свинцовым северным небом Питера и бесконечных обшарпанных коммуналок.
«В темноте» – одно из первых произведений Максима Есаулова, которое было экранизировано — и это, пожалуй, самая мрачная киноповесть о буднях питерских оперов. Один день из жизни начальника отдела по расследованию убийств. Кино снято в невероятно блёклых, мрачных и пугающих красках подчёркивая атмосферу милицейских будней и города Санкт-Петербурга. Этот 4-серийный фильм режиссёра Дмитрия Пармёнова – абсолютное погружение в ту гротесковую действительность, в которой изо дня в день живёт главный герой. С уверенностью можно назвать этот фильм самым честным, искренним высказыванием автора, что снимали про питерских оперов. Складывается атмосфера абсолютной «Балабановщины», с его живыми героями, простыми людьми, живущими рядом с нами. Порой шокирующая действительность настолько искренне читается через экран, что вместе с главным героем задаёшься себе вопросом: «А не сошёл ли этот мир с ума?..»
Фильм, снятый по мотивам повести Максима Александровича Есаулова, настоящего полковника не только милиции, но и детективной литературы, не придумывает, как многие нынешние сериалы, а воссоздаёт правду жизни большого и холодного города на сломе эпох. Время и место узнаётся не только в очертаниях окон и парадных, талантливо переданных камерой Алексея Солодова, но и в строгих, неулыбчивых – ленинградских лицах. Несколько грязный, сырой, где-то убогий город, в котором так и веет затхлостью. Фильм как бы «втягивает» в себя – засасывая целиком, словно вязкое питерское болото. Этот странный мир – иной, чужой, мистический, но вполне реальный. Зазеркалье, где потеряно всё, и все. Обреченность главного героя, простого опера пронизывается через кадр – работа 25 часов в сутки на пределе человеческих возможностей. ГУВД здесь больше напоминает Острог, а его обитатели, вечные узники, вынужденные удерживать равновесие «добра и зла», чтобы этот этот мрачный мир за его пыльными окнами не рухнул окончательно. Впрочем, мир этот настолько серый и безнадёжный, что не оставляет никакой, даже слабой надежды…
Время конца девяностых, начала нулевых в Петербурге породило отдельную визуальную эстетику в кинематографе, достаточно взять ранние фильмы Алексея Балабанова, или первые питерские сериалы криминального жанра, вроде «Бандитского Петербурга» или «Улиц разбитых фонарей».
Одним из таких основоположников является бывший опер отдела по расследованию заказных убийств Максим Есаулов, по произведениям которого зародился целый пласт «исконно-питерских детективов» со своей стилистикой и атмосферой.
Здесь всегда пасмурно и завтра никогда не наступит. Полное ощущение тотальной безнадёги, под гнетущим свинцовым северным небом Питера и бесконечных обшарпанных коммуналок.
«В темноте» – одно из первых произведений Максима Есаулова, которое было экранизировано — и это, пожалуй, самая мрачная киноповесть о буднях питерских оперов. Один день из жизни начальника отдела по расследованию убийств. Кино снято в невероятно блёклых, мрачных и пугающих красках подчёркивая атмосферу милицейских будней и города Санкт-Петербурга. Этот 4-серийный фильм режиссёра Дмитрия Пармёнова – абсолютное погружение в ту гротесковую действительность, в которой изо дня в день живёт главный герой. С уверенностью можно назвать этот фильм самым честным, искренним высказыванием автора, что снимали про питерских оперов. Складывается атмосфера абсолютной «Балабановщины», с его живыми героями, простыми людьми, живущими рядом с нами. Порой шокирующая действительность настолько искренне читается через экран, что вместе с главным героем задаёшься себе вопросом: «А не сошёл ли этот мир с ума?..»
Фильм, снятый по мотивам повести Максима Александровича Есаулова, настоящего полковника не только милиции, но и детективной литературы, не придумывает, как многие нынешние сериалы, а воссоздаёт правду жизни большого и холодного города на сломе эпох. Время и место узнаётся не только в очертаниях окон и парадных, талантливо переданных камерой Алексея Солодова, но и в строгих, неулыбчивых – ленинградских лицах. Несколько грязный, сырой, где-то убогий город, в котором так и веет затхлостью. Фильм как бы «втягивает» в себя – засасывая целиком, словно вязкое питерское болото. Этот странный мир – иной, чужой, мистический, но вполне реальный. Зазеркалье, где потеряно всё, и все. Обреченность главного героя, простого опера пронизывается через кадр – работа 25 часов в сутки на пределе человеческих возможностей. ГУВД здесь больше напоминает Острог, а его обитатели, вечные узники, вынужденные удерживать равновесие «добра и зла», чтобы этот этот мрачный мир за его пыльными окнами не рухнул окончательно. Впрочем, мир этот настолько серый и безнадёжный, что не оставляет никакой, даже слабой надежды…