🎄 «Ирония судьбы»: рождение новогодней классики
Адрес «3-я улица Строителей, квартира 12», крылатые фразы вроде «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и, конечно, музыка из культового фильма Эльдара Рязанова сейчас знакомы каждому. 1 января 1976-го года на экраны вышла эта красивая сказка для взрослых.
Все началось в 1968 году, когда Эмиль Брагинский, соавтор Рязанова, с которым тот успел поработать уже над несколькими проектами, предложил режиссёру написать пьесу, «чтобы заработать». Пьесу «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский писали исключительно для театров – как рассказывали сами авторы, она была написана меньше чем за две недели. В пьесе должно было быть минимум декораций и очень мало действующих лиц – чтобы провинциальные театры её расхватали. Со слов авторов, за основу сюжета взяли реальную историю, которую им рассказал Никита Богословский, — о человеке, который 31 декабря сходил в баню, а потом поехал к друзьям, отмечавшим годовщину свадьбы. Там он сильно набрался и один из гостей решил подшутить – отвёз его на Киевский вокзал, дал денег проводнице, положил его в купе и отправил в Киев с веником, портфелем и 15 копейками в кармане… Легенда приписывала роль шутника Никите Богословскому, но композитор публично заявил, что не имеет к этому розыгрышу никакого отношения.
Спектакль «С лёгким паром!» был в репертуаре 110 театров страны и, как и планировалось, приносил авторам дивиденды. Но с московскими сценами все было куда сложнее. Два театра, претендовавшие на материал Рязанова и Брагинского, столкнулись с трудностями, из-за которых постановка стала невозможна: в театре Вахтангова из-за готовящегося празднования столетнего юбилея Ленина решили, что нужен более подходящий к событию репертуар; а в театре Станиславского у труппы возникли внутренние проблемы. В итоге Рязанов и Брагинский решили вообще отказаться от идеи показывать спектакль в столице. Но в одном месте, с разрешения Эльдара Александровича, спустя некоторое время постановка все же состоялась – это был Театр мимики и жеста.
В театральной постановке авторы пьесы решили обыграть типовое строительство и примерно одинаковый быт советских граждан, но для большей достоверности решили пересадить героя с поезда на самолёт – иначе он бы протрезвел ещё по пути в Ленинград. Но герой должен быть положительным персонажем, а не каким-то пьянчужкой, поэтому пьянство решили оправдать праздником. Так история стала новогодней. А так как Новый год – это время чудес, то по сюжету не стоящего на ногах человека мало того, что пустили в самолёт, так ещё и по чужому билету…
Пьеса могла бы так и остаться на театральных подмостках, если бы не печальное событие. В 1974 году у Брагинского случился инфаркт. Литературный дуэт распался, и Рязанов решил полностью переключиться на киносъёмки. И поставить фильм о подвыпившем докторе.
Сперва Рязанов хотел задействовать в фильме только зарубежных актёров, а съёмки полностью провести за границей. Незадолго до этого он как раз закончил работу над «Невероятными приключениями итальянцев в России» и до сих пор был под впечатлением мастерства работников предприятий общественного питания Рима. В итоге сама судьба распорядилась так, что денег хватило всего на одну не очень дорогую зарубежную актрису. И ею стала Барбара Брыльска, уже известная в Союзе по эпизодической роли Евы Браун в заключительной серии телефильма «Четыре танкиста и собака». Режиссёр позвонил ей в Варшаву и пригласил на пробы – актриса согласилась. Была только одна проблема – Барбара говорила с сильнейшим акцентом, а по сюжету её героиня была учительницей русского языка… Менять профессию героине не стали, её озвучила актриса Валентина Талызина, которой в фильме досталась роль подруги. Когда Барбара Брыльска получила госпремию за роль Нади, то Валентина Талызина сильно обиделась – мол, говорила она, пела Алла Пугачёва, а премия досталась «этой польке».
Что нужно было для того, чтобы переделать театральную пьесу в киносценарий? Уменьшить до минимума диалоги и увеличить по максимуму места действий. Для зрелищности. Это обычная практика. Но Рязанов понял, что в этом случае сильно пострадает сюжет. В фильме важно было показать не что происходит, а как происходит. Как между главными героями обоюдная неприязнь постепенно, через сочувствие друг к другу, перерастает в любовь. Рязанов понял: резать нельзя. Нужно снимать двухсерийную картину. При сокращении возникала угроза огрубления и упрощения главной лирической линии.
Несмотря на то что Рязанов уже успел получить статус народного любимца, проблем с запуском картины было очень много. Вечная борьба режиссёров со студиями, министрами культуры и председателями околокинематографических ведомств имела место и в этой истории: обратившись на «Мосфильм» и в Госкино, режиссёр получил категорические отказы – никто не видел смысла вкладываться в комедию, еще и двухсерийную. Казалось, на этом могла бы быть поставлена точка, но Рязанов решил пойти другим путем и предложил сценарий телевидению.
Скромный телевизионный фильм – что от него вообще можно было ждать? Но Рязанов подошел к съёмкам масштабно. Ему удалось собрать такую съемочную группу, какой не всегда мог похвастать даже всемирно известный режиссёр.
Работали на «Мосфильме» – там в одних декорациях снимали квартиры Нади и Жени. Различий добивались перестановкой мебели, перекладыванием вещей и съёмками с разных ракурсов. Там же на киностудии собрали из стеклянных блоков «баню». Пару уличных эпизодов сняли в Ленинграде, а московская и ленинградская новостройки снимались в Москве на проспекте Вернадского – это были действительно новые дома, построенные по экспериментальному проекту. В том же районе находилась и настоящая московская Третья улица Строителей, правда, ещё в 1963 году её переименовали в улицу Марии Ульяновой. На съёмки фильма было потрачено 372 тысячи рублей.
Съёмки закончились 6 мая 1975 года. Ещё пара месяцев ушли на монтаж двух серий картины. И ещё полгода фильм ждал премьеры – новогоднюю историю решили показать в Новый год. Эти полгода были для Рязанова очень тяжелыми. Редакторы громили фильм как безнравственный и порочащий советского человека. Были опасения, что картина ляжет на полку.
Впервые фильм был показан 1 января 1976 года и с самого начала успех был ошеломительным – его посмотрело около 100 миллионов зрителей. Эльдар Рязанов вспоминал, что первая телеграмма, которую он получил, была отправлена буквально через несколько минут после окончания фильма. Телеканал был завален письмами – зрители просили, требовали, умоляли показать фильм ещё раз, и повторный показ состоялся уже 7 февраля. Однако «Ирония судьбы» не сразу стала традиционным новогодним фильмом, в СССР его показывали всего пять раз — в 1976, 1979, 1983, 1989 и 1991 годах.
Адрес «3-я улица Строителей, квартира 12», крылатые фразы вроде «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и, конечно, музыка из культового фильма Эльдара Рязанова сейчас знакомы каждому. 1 января 1976-го года на экраны вышла эта красивая сказка для взрослых.
Все началось в 1968 году, когда Эмиль Брагинский, соавтор Рязанова, с которым тот успел поработать уже над несколькими проектами, предложил режиссёру написать пьесу, «чтобы заработать». Пьесу «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский писали исключительно для театров – как рассказывали сами авторы, она была написана меньше чем за две недели. В пьесе должно было быть минимум декораций и очень мало действующих лиц – чтобы провинциальные театры её расхватали. Со слов авторов, за основу сюжета взяли реальную историю, которую им рассказал Никита Богословский, — о человеке, который 31 декабря сходил в баню, а потом поехал к друзьям, отмечавшим годовщину свадьбы. Там он сильно набрался и один из гостей решил подшутить – отвёз его на Киевский вокзал, дал денег проводнице, положил его в купе и отправил в Киев с веником, портфелем и 15 копейками в кармане… Легенда приписывала роль шутника Никите Богословскому, но композитор публично заявил, что не имеет к этому розыгрышу никакого отношения.
Спектакль «С лёгким паром!» был в репертуаре 110 театров страны и, как и планировалось, приносил авторам дивиденды. Но с московскими сценами все было куда сложнее. Два театра, претендовавшие на материал Рязанова и Брагинского, столкнулись с трудностями, из-за которых постановка стала невозможна: в театре Вахтангова из-за готовящегося празднования столетнего юбилея Ленина решили, что нужен более подходящий к событию репертуар; а в театре Станиславского у труппы возникли внутренние проблемы. В итоге Рязанов и Брагинский решили вообще отказаться от идеи показывать спектакль в столице. Но в одном месте, с разрешения Эльдара Александровича, спустя некоторое время постановка все же состоялась – это был Театр мимики и жеста.
В театральной постановке авторы пьесы решили обыграть типовое строительство и примерно одинаковый быт советских граждан, но для большей достоверности решили пересадить героя с поезда на самолёт – иначе он бы протрезвел ещё по пути в Ленинград. Но герой должен быть положительным персонажем, а не каким-то пьянчужкой, поэтому пьянство решили оправдать праздником. Так история стала новогодней. А так как Новый год – это время чудес, то по сюжету не стоящего на ногах человека мало того, что пустили в самолёт, так ещё и по чужому билету…
Пьеса могла бы так и остаться на театральных подмостках, если бы не печальное событие. В 1974 году у Брагинского случился инфаркт. Литературный дуэт распался, и Рязанов решил полностью переключиться на киносъёмки. И поставить фильм о подвыпившем докторе.
Сперва Рязанов хотел задействовать в фильме только зарубежных актёров, а съёмки полностью провести за границей. Незадолго до этого он как раз закончил работу над «Невероятными приключениями итальянцев в России» и до сих пор был под впечатлением мастерства работников предприятий общественного питания Рима. В итоге сама судьба распорядилась так, что денег хватило всего на одну не очень дорогую зарубежную актрису. И ею стала Барбара Брыльска, уже известная в Союзе по эпизодической роли Евы Браун в заключительной серии телефильма «Четыре танкиста и собака». Режиссёр позвонил ей в Варшаву и пригласил на пробы – актриса согласилась. Была только одна проблема – Барбара говорила с сильнейшим акцентом, а по сюжету её героиня была учительницей русского языка… Менять профессию героине не стали, её озвучила актриса Валентина Талызина, которой в фильме досталась роль подруги. Когда Барбара Брыльска получила госпремию за роль Нади, то Валентина Талызина сильно обиделась – мол, говорила она, пела Алла Пугачёва, а премия досталась «этой польке».
Что нужно было для того, чтобы переделать театральную пьесу в киносценарий? Уменьшить до минимума диалоги и увеличить по максимуму места действий. Для зрелищности. Это обычная практика. Но Рязанов понял, что в этом случае сильно пострадает сюжет. В фильме важно было показать не что происходит, а как происходит. Как между главными героями обоюдная неприязнь постепенно, через сочувствие друг к другу, перерастает в любовь. Рязанов понял: резать нельзя. Нужно снимать двухсерийную картину. При сокращении возникала угроза огрубления и упрощения главной лирической линии.
Несмотря на то что Рязанов уже успел получить статус народного любимца, проблем с запуском картины было очень много. Вечная борьба режиссёров со студиями, министрами культуры и председателями околокинематографических ведомств имела место и в этой истории: обратившись на «Мосфильм» и в Госкино, режиссёр получил категорические отказы – никто не видел смысла вкладываться в комедию, еще и двухсерийную. Казалось, на этом могла бы быть поставлена точка, но Рязанов решил пойти другим путем и предложил сценарий телевидению.
Скромный телевизионный фильм – что от него вообще можно было ждать? Но Рязанов подошел к съёмкам масштабно. Ему удалось собрать такую съемочную группу, какой не всегда мог похвастать даже всемирно известный режиссёр.
Работали на «Мосфильме» – там в одних декорациях снимали квартиры Нади и Жени. Различий добивались перестановкой мебели, перекладыванием вещей и съёмками с разных ракурсов. Там же на киностудии собрали из стеклянных блоков «баню». Пару уличных эпизодов сняли в Ленинграде, а московская и ленинградская новостройки снимались в Москве на проспекте Вернадского – это были действительно новые дома, построенные по экспериментальному проекту. В том же районе находилась и настоящая московская Третья улица Строителей, правда, ещё в 1963 году её переименовали в улицу Марии Ульяновой. На съёмки фильма было потрачено 372 тысячи рублей.
Съёмки закончились 6 мая 1975 года. Ещё пара месяцев ушли на монтаж двух серий картины. И ещё полгода фильм ждал премьеры – новогоднюю историю решили показать в Новый год. Эти полгода были для Рязанова очень тяжелыми. Редакторы громили фильм как безнравственный и порочащий советского человека. Были опасения, что картина ляжет на полку.
Впервые фильм был показан 1 января 1976 года и с самого начала успех был ошеломительным – его посмотрело около 100 миллионов зрителей. Эльдар Рязанов вспоминал, что первая телеграмма, которую он получил, была отправлена буквально через несколько минут после окончания фильма. Телеканал был завален письмами – зрители просили, требовали, умоляли показать фильм ещё раз, и повторный показ состоялся уже 7 февраля. Однако «Ирония судьбы» не сразу стала традиционным новогодним фильмом, в СССР его показывали всего пять раз — в 1976, 1979, 1983, 1989 и 1991 годах.