«Вот ты умный, немец… Скажи мне — мы зачем живём?».
? Немец Гофман — штрихи к портрету.
У актёра Юрия Кузнецова в фильмографии сотни сыгранных ролей, одна из которых эпизодическая, но такая многозначительная и знаменитая. Конечно же, это роль в фильме Алексея Балабанова «Брат».
Все сцены с участием Юрия Кузнецова, который сыграл Немца, единственного положительного героя в «Брате», сняли за 4 дня. Балабанов работал очень быстро. Работать приходилось вместе с настоящими бездомными, которых задействовали в эпизодах и массовке. Кузнецов рассказывал, что один из бомжей в перерывах между съемками по одной выпросил у него целую пачку сигарет, а потом сказал: «Я тебя как бывшего артиста очень уважаю». Он принял Кузнецова за опустившегося человека, живущего на улице.
Балабановский немец Гофман, старик, с которым Данила познакомился, приехав к брату в Петербург. Как и все петербургские бродяги, любил пофилософствовать и выпить. В фильме он появляется изредка, периодически, но проходит «красной нитью» через весь фильм — персонаж Гофмана скорее фантомный, притчевый. Гофман в сцене на кладбище после второго дела на оправдания Данилы говорит: «Бог тебе судья». Греческое имя Даниил означает «Бог мне судья». В лице Гофмана Балабанов нарочито даёт главному герою морализатора, «душевного поводыря» — знающего эту жизнь с самого низа, перед которым можно было бы выговориться, и получить правильный совет или оценку своих действий. И Гофман наверное единственный из всех, кто был искренен с главным героем. Мир не без добрых людей, но эти добрые люди у Балабанова залезли в норы, прячутся от света, или тихо философствуют, греясь перед костром на кладбище. Конечно, сделано это сознательно. Сознательно перевернут мир, в котором свои и чужие поменялись ролями, и единственным другом для русского стал немец. Гофман здесь очевидный резонер, дистанцирован от «общества греха» тем, что он - маргинал, живущий среди мертвых (на кладбище), что сценарно позволяет ему сохранить чистоту среди всей грязи. Хотя Гофман и немецкого происхождения, в нем есть все черты классического русского литературного героя, - но в то же время и глубоко народные качества. Он, например, по-христиански делит с бомжами хлеб и воду. Вообще, немец в фильме - доказательство того, что братство зависит не только от семьи и национальности: он более русский, чем многие собственно русские в фильме. Родной брат Данилы оказывается предателем, а чужой ему Гофман по-отечески за ним ухаживает и учит мудрости жизни.
Кто же такой, немец Гофман?
Если о других персонажах Балабанов даёт хотя бы небольшое представление, (кто они и откуда) — то, Гофман остаётся для зрителя «тёмной лошадкой», словно человек ниоткуда, без прошлого — будто призрак.
Если размышлять и фантазировать на тему судьбы Гофмана, невольно можно прийти к мысли, что, скорее всего, он не дожил бы до наших дней. По крайней мере, так считают некоторые. С другой стороны, Гофман пережил 90-е, со всеми «тяготами и лишениями» перестроечного и постсоветского времени.
Как может сегодня жить потомок нацистской Германии, ведущий нищенский образ жизни? Есть ли у него хоть какие-то близкие? Какой путь за эти двадцать с лишним лет после встречи с Данилой мог бы пройти этот человек, и что с ним случилось?
Наверное, логичнее представить Гофмана в реалиях тотального одиночества, отшельничества. Где-нибудь в глухой деревне на отшибе Финского залива или Ладоги, ведущего рыбный промысел или работающего Егерем в лесу, может быть, даже смотрителем маяка. «Город - злая сила». Именно так говорил Гофман Даниле, как бы противопоставляя город - сильной личности. «..Сильный приезжает, становится слабым..». За тот короткий период времени, что мы наблюдаем Гофмана на экране, можно понять, что он — отшельник. Отшельник, заблудившийся в большом городе, в суровое время 90-х, которое вынудило его «прибиться» к цивилизации. Сегодня Гофман уже глубокий старик, пережиток нескольких эпох, с покорёженной судьбой, при этом вобравший в себя всю мудрость прожитых лет, оставшись, при всём — человеком с чистой душой и неимоверной внутренней силой. И где бы он не находился, в склепе на кладбище (как в фильме), или на отшибе глухого хутора, он всегда будет питать окружающих своей положительной энергетикой.
Art: Сергей Загаровский
? Немец Гофман — штрихи к портрету.
У актёра Юрия Кузнецова в фильмографии сотни сыгранных ролей, одна из которых эпизодическая, но такая многозначительная и знаменитая. Конечно же, это роль в фильме Алексея Балабанова «Брат».
Все сцены с участием Юрия Кузнецова, который сыграл Немца, единственного положительного героя в «Брате», сняли за 4 дня. Балабанов работал очень быстро. Работать приходилось вместе с настоящими бездомными, которых задействовали в эпизодах и массовке. Кузнецов рассказывал, что один из бомжей в перерывах между съемками по одной выпросил у него целую пачку сигарет, а потом сказал: «Я тебя как бывшего артиста очень уважаю». Он принял Кузнецова за опустившегося человека, живущего на улице.
Балабановский немец Гофман, старик, с которым Данила познакомился, приехав к брату в Петербург. Как и все петербургские бродяги, любил пофилософствовать и выпить. В фильме он появляется изредка, периодически, но проходит «красной нитью» через весь фильм — персонаж Гофмана скорее фантомный, притчевый. Гофман в сцене на кладбище после второго дела на оправдания Данилы говорит: «Бог тебе судья». Греческое имя Даниил означает «Бог мне судья». В лице Гофмана Балабанов нарочито даёт главному герою морализатора, «душевного поводыря» — знающего эту жизнь с самого низа, перед которым можно было бы выговориться, и получить правильный совет или оценку своих действий. И Гофман наверное единственный из всех, кто был искренен с главным героем. Мир не без добрых людей, но эти добрые люди у Балабанова залезли в норы, прячутся от света, или тихо философствуют, греясь перед костром на кладбище. Конечно, сделано это сознательно. Сознательно перевернут мир, в котором свои и чужие поменялись ролями, и единственным другом для русского стал немец. Гофман здесь очевидный резонер, дистанцирован от «общества греха» тем, что он - маргинал, живущий среди мертвых (на кладбище), что сценарно позволяет ему сохранить чистоту среди всей грязи. Хотя Гофман и немецкого происхождения, в нем есть все черты классического русского литературного героя, - но в то же время и глубоко народные качества. Он, например, по-христиански делит с бомжами хлеб и воду. Вообще, немец в фильме - доказательство того, что братство зависит не только от семьи и национальности: он более русский, чем многие собственно русские в фильме. Родной брат Данилы оказывается предателем, а чужой ему Гофман по-отечески за ним ухаживает и учит мудрости жизни.
Кто же такой, немец Гофман?
Если о других персонажах Балабанов даёт хотя бы небольшое представление, (кто они и откуда) — то, Гофман остаётся для зрителя «тёмной лошадкой», словно человек ниоткуда, без прошлого — будто призрак.
Если размышлять и фантазировать на тему судьбы Гофмана, невольно можно прийти к мысли, что, скорее всего, он не дожил бы до наших дней. По крайней мере, так считают некоторые. С другой стороны, Гофман пережил 90-е, со всеми «тяготами и лишениями» перестроечного и постсоветского времени.
Как может сегодня жить потомок нацистской Германии, ведущий нищенский образ жизни? Есть ли у него хоть какие-то близкие? Какой путь за эти двадцать с лишним лет после встречи с Данилой мог бы пройти этот человек, и что с ним случилось?
Наверное, логичнее представить Гофмана в реалиях тотального одиночества, отшельничества. Где-нибудь в глухой деревне на отшибе Финского залива или Ладоги, ведущего рыбный промысел или работающего Егерем в лесу, может быть, даже смотрителем маяка. «Город - злая сила». Именно так говорил Гофман Даниле, как бы противопоставляя город - сильной личности. «..Сильный приезжает, становится слабым..». За тот короткий период времени, что мы наблюдаем Гофмана на экране, можно понять, что он — отшельник. Отшельник, заблудившийся в большом городе, в суровое время 90-х, которое вынудило его «прибиться» к цивилизации. Сегодня Гофман уже глубокий старик, пережиток нескольких эпох, с покорёженной судьбой, при этом вобравший в себя всю мудрость прожитых лет, оставшись, при всём — человеком с чистой душой и неимоверной внутренней силой. И где бы он не находился, в склепе на кладбище (как в фильме), или на отшибе глухого хутора, он всегда будет питать окружающих своей положительной энергетикой.
Art: Сергей Загаровский
Автор:
Алексей Подгорный