"Бесовская" музыка или как попы гусельников гнали
О гуслярах и скоморохах как одаренных певцах, былинниках, поэтах и музыкантах сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в Повести временных лет (1068). Популярные персонажи руского фольклора, герои множества народных поговорок - скоморохи, гусельники составляли артели, дружины или братства, исторически известные на Руси с 11 в..
Они населяли огромные пространства Крыма, Сибири, Украины, Поволжья. Но после прихода на Русь "византийского ига" на них начались жестокие гонения со стороны церкви и гражданских властей.
Замолчали гусельки звонкие на Руси, закатилось солнце добрых людей скоморохов, гудочников и гусельников, Жесточайшим образом византия принялась "выжигать огнем" всю РУСкую культуру и уничтожать музыкальные инструменты и литературу Русов. Этнограф О. Афанасьев приводит в своем труде "Поэтические воззрения славян на природу” запись иностранного путешественника Олеария, который лично видел, как с каждого дома силой отбирали все народные музыкальные инструменты и под проводом местного попа "пять телег, переполненных инструментами, сожгли на площади как оружие дьявола”.
Cуществовали многолетние методы расправы христианской инквизиции над гусельниками и скоморохами. До сих пор в церкви музыкальное инструментальное творчество по умолчанию считается "сатанинским, бесовським” действом, а народные инструменты можно увидеть ну разве что на картине Страшного Суда на стенах большинства канонических храмов.
Почему же духовное творчество народов Руси до сих пор считается проявлением сатанинства и чем оно было столь неугодно церковной номенклатуре?
Дело в том, что своим образом жизни гусельники и скоморохи противопоставляли себя обрядово-религиозному византийскому укладу жизни как преступно навязанному Руси с приходом византийского христианства, а в своем творчестве они были проводниками оппозиционных настроений, чего больше всего и опасалась церковная элита.
Гусельники-скоморохи не только играли на своих инструментах, но одновременно «сказывали» произведения руской духовной народной поэзии и несли на Руси архетип добрых людей - руских богомилов (людей милых богам), которых принято считать носителями Гиперборейской духовности, как и их последователей - европейских катаров, жестоко преследуемых римо-византией.
Выступая в качестве певцов и бардов, они вместе с тем завоевывали репутацию острословов и народных сатириков. Не мало среди них было и старцев, а народ почитал их как добрейших людей божьих, полагали за честь, если придут ко двору, говаривали: "никак сам добробоженька Свароженька в наш дом пожаловал...".
Основной массив руских скоморохов на Руси составили гуслисты, народные потешники, юродивые калики, которые в юродивой форме обличали злых церковников с их византийским мракобесием. Знаменательно, что одевались они в короткополые кафтаны, а ношение короткополой одежды церковь также считала грехом, равно, как и все их "занятия" назвала не иначе, как «бесовским» промыслом.
До сих пор гусельники нереабилитированы ортодоксальной церковью и их продолжают считать "орудием Дьявола”. К тому же, с ортодоксальной точки зрения вся народно-музыкальная и инструментальная культура уже изначально считается нарушением христианских норм поведения.
Гусельники да скоморохи на Руси
Они - на базарах, на княжьих пирах,
На игрищах тон задавали,
Играя на гуслях, волынках, гудках,
На ярмарках люд потешали.
Хоть бубен - не меч, а сурна - не копье,
Но кто же из смертных не знает,
Как песня уставшему силы дает,
Как музыка дух поднимает!
Беспечное племя веселых бродяг,
Рожденное духом свободы,
Не нужно им было ни славы, ни благ,
Довольно любви всенародной.
По статье Александра Дорохова.
О гуслярах и скоморохах как одаренных певцах, былинниках, поэтах и музыкантах сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в Повести временных лет (1068). Популярные персонажи руского фольклора, герои множества народных поговорок - скоморохи, гусельники составляли артели, дружины или братства, исторически известные на Руси с 11 в..
Они населяли огромные пространства Крыма, Сибири, Украины, Поволжья. Но после прихода на Русь "византийского ига" на них начались жестокие гонения со стороны церкви и гражданских властей.
Замолчали гусельки звонкие на Руси, закатилось солнце добрых людей скоморохов, гудочников и гусельников, Жесточайшим образом византия принялась "выжигать огнем" всю РУСкую культуру и уничтожать музыкальные инструменты и литературу Русов. Этнограф О. Афанасьев приводит в своем труде "Поэтические воззрения славян на природу” запись иностранного путешественника Олеария, который лично видел, как с каждого дома силой отбирали все народные музыкальные инструменты и под проводом местного попа "пять телег, переполненных инструментами, сожгли на площади как оружие дьявола”.
Cуществовали многолетние методы расправы христианской инквизиции над гусельниками и скоморохами. До сих пор в церкви музыкальное инструментальное творчество по умолчанию считается "сатанинским, бесовським” действом, а народные инструменты можно увидеть ну разве что на картине Страшного Суда на стенах большинства канонических храмов.
Почему же духовное творчество народов Руси до сих пор считается проявлением сатанинства и чем оно было столь неугодно церковной номенклатуре?
Дело в том, что своим образом жизни гусельники и скоморохи противопоставляли себя обрядово-религиозному византийскому укладу жизни как преступно навязанному Руси с приходом византийского христианства, а в своем творчестве они были проводниками оппозиционных настроений, чего больше всего и опасалась церковная элита.
Гусельники-скоморохи не только играли на своих инструментах, но одновременно «сказывали» произведения руской духовной народной поэзии и несли на Руси архетип добрых людей - руских богомилов (людей милых богам), которых принято считать носителями Гиперборейской духовности, как и их последователей - европейских катаров, жестоко преследуемых римо-византией.
Выступая в качестве певцов и бардов, они вместе с тем завоевывали репутацию острословов и народных сатириков. Не мало среди них было и старцев, а народ почитал их как добрейших людей божьих, полагали за честь, если придут ко двору, говаривали: "никак сам добробоженька Свароженька в наш дом пожаловал...".
Основной массив руских скоморохов на Руси составили гуслисты, народные потешники, юродивые калики, которые в юродивой форме обличали злых церковников с их византийским мракобесием. Знаменательно, что одевались они в короткополые кафтаны, а ношение короткополой одежды церковь также считала грехом, равно, как и все их "занятия" назвала не иначе, как «бесовским» промыслом.
До сих пор гусельники нереабилитированы ортодоксальной церковью и их продолжают считать "орудием Дьявола”. К тому же, с ортодоксальной точки зрения вся народно-музыкальная и инструментальная культура уже изначально считается нарушением христианских норм поведения.
Гусельники да скоморохи на Руси
Они - на базарах, на княжьих пирах,
На игрищах тон задавали,
Играя на гуслях, волынках, гудках,
На ярмарках люд потешали.
Хоть бубен - не меч, а сурна - не копье,
Но кто же из смертных не знает,
Как песня уставшему силы дает,
Как музыка дух поднимает!
Беспечное племя веселых бродяг,
Рожденное духом свободы,
Не нужно им было ни славы, ни благ,
Довольно любви всенародной.
По статье Александра Дорохова.