|
ПЕРУНОВЫ ДУБЫ.
Дуб был у славян олицетворением силы, мощи и в древности посвящен могучему Перуну. Грозный характер привел к нередкой узурпации Громовержцем функций бога войны. Представление о могуществе такого бога, видимо, привели к его увязке с самым могучим деревом Европы — дубом. Его так и называли — Перуново дерево.
Под священными дубами у славян происходили все важнейшие события — собрания, свадебные обряды, суды. В священных дубовых рощах наиболее старые и уважаемые деревья обносились оградой. Там они совершали свои жертвоприношения, делали предсказания, составляя их в зависимости от шума деревьев и шелеста листьев.
Осколки уважительного отношения к дубу сохранились как у славянских, так и у других народов буквально до последнего времени. Так, в некоторых губерниях Украины еще в XVIII веке служили молебны возле дуба. В Германии в XVIII–XIX веках водили хороводы возле старых дубов. В начале XX века в Бобровском уезде Воронежской губернии был обычай — молодые после венчания, выйдя из церкви, шли к соседнему дубу и три раза объезжали вокруг него, тот же обычай был и у Витебских раскольников.
На Полесье дубы боялись рубить, считая их «Божьими душами». По украинским поверьям дубы не подпускают к себе темные силы, поэтому крестьяне не боялись под ними отдыхать.
У балтийских славян были священные рощи, а в них священные дубы, так, Герберт (XII век) описывает, что в г. Штеттине находился густолиственный дуб, у подножья которого протекал источник, местность эту народ почитал священной, здесь же и почитали священное ореховое дерево. Саксон Грамматик описывает храм славянского г. Короница, в котором идол Руевита был сделан из дуба. Немецкий церковный автор XIII в. Гельмольд сообщал о западных славянах: «На пути (из Старграда в Любек) мы заехали в рощу, единственную в том краю. Там, между старыми деревьями, увидели мы и дубы, посвященные богу той страны — Проне (Перуну). Они были окружены двором и деревянной, тщательно отделанной оградой с двумя воротами. Это место было святилищем для всей страны, имело своего жреца, свои праздники и разные обряды при жертвоприношениях. Сюда, после праздника, сходился народ на вече с жрецом и князем для суда. Вход во двор воспрещен был всякому, кроме жреца и тех, кто желал приносить жертвы или кто, угрожаемый опасностью смерти, искал убежища». Об аналогичных данных у южных славян (болгарах) пишет Державин. У сербов дуб называется грм, дубовый лес — грмик.
Византийский историк Константин Порфирородный (949 – 959 года), подробно рассказывает, как Россы на обратном пути из Византии, миновав опасный Крартский перевоз, причаливали к о. Хортица и тут приносили жертву перед большим дубом: «… и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там растет огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные приносят куски хлеба, мяса и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий — зарезать ли их (в жертву), или съесть или пустить живыми…».
В наше время в Запорожье сохранился огромный дуб, высотой 36 м, обхват - 6,32 м. Возраст около 700 лет. По легенде в 1675 году кошевой отаман Иван Сирко пишет под дубом письмо турецкому султану. В 1943 году Гитлер хотел распилить дуб, вывезти его в Германию и там собрать как символ победы германского духа над славянским. А. Кашпировский предупреждал, что усыхание последней ветки дуба обернется для Украины непредвиденными последствиями. Сейчас дерево почти засохло, в живых осталась лишь одна ветка. Возле дуба на данный момент установлены растяжки для фиксации его веток.
В Белоруссии некоторым священным дубам носили хлеб-соль. На ветках дубов вешали рушники. Отдельные дубы, которым поклонялись, именовались «божьими». Некоторые священные дубы обладали целебными свойствами.
Ученный Базовский в Taumaturgus Polonus, в житии св. Яцка, говорит, что жители Киева, язычники, в тайне собирались на близком к городу острове, для совершения там каких-то языческих обрядов, причем оказывали особое почитание находившимся там старым дубам.
В летописи, относящейся к Галицкому княжеству, упоминается Перунов дуб, стоявший на меже двух владений у Перемышля, сказано, что князь Лев Данилович в одной дарственной записи 1302 г., определяя границу надела, прямо говорит, что «граница этой земли идет от горы до Перунового Дуба».
В Литве долгое время сохранялись священные рощи, которые в XV веке уничтожал Владислав Ягелло. Вендерер, живший уже в XVII веке, во время своего путешествия нашел в Мариенгаузене (Латвия) языческий дуб, которому поклонялись местные жители, латыши, и называли его «Перуновым дубом».
Кроме сильного дерева Перуну были посвящены и сильные животные, один из них кабан, на что указывают вещественные доказательства: в 1910 г. на дне р. Десны, при углублении ее русла между г. Остером и Черниговом, был найден ствол дуба с инкрустированными в него четырьмя челюстями дикого кабана. Клыки были покрыты какими-то знаками, более ранние находки кабаньих клыков имеют только отверстие для привешивания. Обычаем у язычников было после жертвоприношения животных, как доказательства благочестия, украшения, ритуальные предметы, складывать у подножья жертвенника – особенно головы и рога баранов, головы и клыки кабанов. В. Б. Антонович находил эти трофеи на местах древних киевских капищ и В. В. Хвойко в садах при Десятинной церкви.
О том, что кабан был почитаем славянами говорит Титмар Мерзебургский (Х-ХI вв.) в своей Хронике (кн. VI,) описывая город западного славянского племени ратарей Ридегост (в других источниках – Ретра), в котором почитался главный бог Сварожич (Zuarasici, в других источниках имя бога – Радегаст). Так вот, Титмар пишет: «Верящие издавна различным заблуждениям, они [жители Ретры] считают, что если им угрожает продолжительная и жестокая война, то из упомянутого моря выходит огромный кабан с белыми и блестящими клыками, и многие видят, как он катается по болоту, сопровождаемый страшными сотрясениями земли».
Также надо полагать, что именно с древним применением быков при пахоте связано то, что и бык стал культовым животным Перуна. В VI в. византиец Прокопий Кесарийский в своей истории «Война с готами» (VII, 14, 23-24) записал об антах и славянах: «Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды...». Более обще об этом почитании быка пишут арабы — не указывая громовержца. Ибн-Русте сообщает о славянах: все они — почитатели быков. Ал-Гардизи: они чтут крупный рогатый скот. Как известно, Перуна у восточных славян с христианизацией подменил в роли громовержца Св. Илья. А в день Ильи-пророка повсеместно отмечались Ильинки с пиром и закалыванием быка.
И так видно, что Дубы считались своеобразными жертвенниками, но кроме того были и остаются деревьями, имеющими силу даровать здоровье. После крещения Руси, связь с Перуном уже не всегда ощущалась, но все же ее можно видеть в широко распространенном у славян поверье: при первом весеннем громе нужно прислониться спиной к дубу или чему-нибудь дубовому — чтобы не болела спина. И вне такой привязки во времени: если болит спина, нужно прислониться к дубу во время грома.
vk.com/wall213896466_61
1 авг 2013 в 23:13
|