Закрыть
Вверх
«ART. Галёрка» » Стена
62 записей
?‍♂ «СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕЛИРИЙ» — КАК ФАКТОР СИНДРОМА «СОВЕТСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ» И ОТСУТСТВИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА:

Внутренний раб – сегодня, явление повсеместное и, что самое страшное, распространяющееся, вживающееся прочнее и прочнее. Детей воспитывают в духе смирения, и потом, в школах и вузах, они считают, что проще смириться, чем доказывать свою правоту, на работе проще промолчать, потому что всегда есть кто-то, кто извечно прав и неоспорим. Из этого отношения вытекает огромный ряд проблем современности. Это и деградация государственной машины, и низкий уровень развития гражданского общества. Самое опасное во всем этом то, что, по мнению некоторых социологов, изменится ситуация только в тот момент, когда произойдет полная смена поколений, то есть когда большая часть людей с советским менталитетом умрет, а меньшая выйдет на пенсию и потеряет возможность активно влиять на развитие страны. Это значит, что то самое развитие может быть заторможено еще на 20-25 лет. Не говоря о невозможности решить вопрос быстрее. Мало-того, даже когда поколения сменяться, останутся люди, воспитанные в советских традициях и транслирующие эти традиции в жизнь, что, опять- таки, будет создавать проблемы.

У общества в сознании закрепился образ того, былого государства. СССР распался, но образ сохранил свою силу и отношение людей к государству осталось то же, что и раньше - рабское, покорное и смиренное. Возложение всех надежд на государство, невозможность помыслить себя и саму жизнь в отрыве от государственной машины, несамостоятельность общества, его чрезвычайная зависимость от бюрократической системы – все эти модели взаимоотношения с государством перетекли и в настоящее время. С другой стороны изменение системы аукнулось полным неумение общества использовать новые механизмы взаимодействия, которые предполагает демократический строй. Примеров этому огромное множество: почти у каждого в окружении найдется человек, способный рассказать об ущемлении его прав. Но добиваются соблюдения своих прав единицы. Причем, зачастую люди не пытаются решить свои проблемы исходя из устоявшихся клише: «да только больше проблем появится», «да мне это дороже выйдет», «у них там все схвачено», «все куплено» и так далее. Люди сдаются раньше, чем попробовали вступить в бой. Немое смирение в них сильнее, чем ущемленное самолюбие, чем стремление к справедливости. Корни этого, как мне кажется, лежат в несамостоятельности общества, его чрезмерном уповании на государство, на царя батюшку, на какую-то высшую силу, которая должна решать его проблемы, а оно должно работать и платить налоги. Рабское отношение рождает халатность, тиранию и самодурство, но общество этого не понимает, и, как показывает нынешнее время, абсолютно отказывается понимать.

В России структура общества интересна особенно. Псевдодемократическая форма нашей страны наполнена советским содержанием. Из-за этого мы можем видеть, как мутируют под давлением такого общества все те механизмы, которые предусмотрены законами, но не работают и не могут работать. Говоря об изменениях государственной машины, ее характера, сложно однозначно сказать, что она стремится к советской модели. Внутри нее существует множество тенденций, одна из которых – советская. Она значительна, но не единственная и выражается в вопросах мировоззрения, понимании чиновником обязанностей гражданина перед государством, стремлении государственной машины к усилению контроля за гражданами, агрессивности внешней политики, поиске внешнего и внутреннего врага. Если провести аналогию государства и человека, то наше государство в детстве ремнем жестоко избивал отец, постоянно упрекая его в мягкотелости и вот, взрослея, растущий человек бессознательно эту модель поведения отца накладывает на себя. Это уже другой человек, со своим характером. Он даже понимает, что его отец во многом был не прав, жесток и так далее, но ничего сделать не может – слишком сильно в сознании закрепился пример.

Немаловажным фактором сегодняшнего «общественного паралича» является отсутствие у нашего общества гуманитарной культуры. Гуманитарная культура — это еще одна основная сфера культуры, которая «отвечает» за формирование представлений человека о мире, это: Ценностные ориентиры, Социальные поведенческие нормы, Художественные и образные предпочтения. Предметом гуманитарной культуры является не только внутренний мир человека, но и общество — общественное сознание в той его части, которая отражает успехи человечества в познании духовной и социальной сущности человека и специфических, присущих лишь человеку форм деятельности. Это культура нравственная и правовая, социально-политическая, художественно-эстетическая, коммуникативная, психологическая и тд. Эта культура в первую очередь развивает в человеке критическое мышление, умение формировать оценочные суждения и решать сложные этические проблемы. Критическое мышление помогает думать рационально, принимать решения с опорой на доказательства и объективно оценивать информацию. Сегодня мы видим всяческое разрушение и подавление стремления человека к критическому мышлению насаждаемой фальшивой идеологией, псевдоценностями и подменой понятий. Возвращаясь к теме «государство и общество», мы видим методичное воспрепятствование государственной пропаганды против критического мышления, позволяющего анализировать информацию, рассматривать её со всех сторон, оценивать ситуацию в контексте других событий, делать выводы, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию. Любая позиция сегодня, отличная от государственной, априори — «вне закона». «Внутренний раб» сегодня уже прочно закрепился в подсознании нашего общества, не дающий выпрямить спину, и, пройдёт ещё немало времени, прежде чем общество начнёт приходить к разумному пониманию происходящего, но этот момент обязательно наступит. И начнётся он ровно тогда, когда мы переступим через свой страх.
Комментарии  |  Поделиться
«Вот ты умный, немец… Скажи мне — мы зачем живём?».
? Немец Гофман — штрихи к портрету.

У актёра Юрия Кузнецова в фильмографии сотни сыгранных ролей, одна из которых эпизодическая, но такая многозначительная и знаменитая. Конечно же, это роль в фильме Алексея Балабанова «Брат».

Все сцены с участием Юрия Кузнецова, который сыграл Немца, единственного положительного героя в «Брате», сняли за 4 дня. Балабанов работал очень быстро. Работать приходилось вместе с настоящими бездомными, которых задействовали в эпизодах и массовке. Кузнецов рассказывал, что один из бомжей в перерывах между съемками по одной выпросил у него целую пачку сигарет, а потом сказал: «Я тебя как бывшего артиста очень уважаю». Он принял Кузнецова за опустившегося человека, живущего на улице.

Балабановский немец Гофман, старик, с которым Данила познакомился, приехав к брату в Петербург. Как и все петербургские бродяги, любил пофилософствовать и выпить. В фильме он появляется изредка, периодически, но проходит «красной нитью» через весь фильм — персонаж Гофмана скорее фантомный, притчевый. Гофман в сцене на кладбище после второго дела на оправдания Данилы говорит: «Бог тебе судья». Греческое имя Даниил означает «Бог мне судья». В лице Гофмана Балабанов нарочито даёт главному герою морализатора, «душевного поводыря» — знающего эту жизнь с самого низа, перед которым можно было бы выговориться, и получить правильный совет или оценку своих действий. И Гофман наверное единственный из всех, кто был искренен с главным героем. Мир не без добрых людей, но эти добрые люди у Балабанова залезли в норы, прячутся от света, или тихо философствуют, греясь перед костром на кладбище. Конечно, сделано это сознательно. Сознательно перевернут мир, в котором свои и чужие поменялись ролями, и единственным другом для русского стал немец. Гофман здесь очевидный резонер, дистанцирован от «общества греха» тем, что он - маргинал, живущий среди мертвых (на кладбище), что сценарно позволяет ему сохранить чистоту среди всей грязи. Хотя Гофман и немецкого происхождения, в нем есть все черты классического русского литературного героя, - но в то же время и глубоко народные качества. Он, например, по-христиански делит с бомжами хлеб и воду. Вообще, немец в фильме - доказательство того, что братство зависит не только от семьи и национальности: он более русский, чем многие собственно русские в фильме. Родной брат Данилы оказывается предателем, а чужой ему Гофман по-отечески за ним ухаживает и учит мудрости жизни.

Кто же такой, немец Гофман?
Если о других персонажах Балабанов даёт хотя бы небольшое представление, (кто они и откуда) — то, Гофман остаётся для зрителя «тёмной лошадкой», словно человек ниоткуда, без прошлого — будто призрак.

Если размышлять и фантазировать на тему судьбы Гофмана, невольно можно прийти к мысли, что, скорее всего, он не дожил бы до наших дней. По крайней мере, так считают некоторые. С другой стороны, Гофман пережил 90-е, со всеми «тяготами и лишениями» перестроечного и постсоветского времени.

Как может сегодня жить потомок нацистской Германии, ведущий нищенский образ жизни? Есть ли у него хоть какие-то близкие? Какой путь за эти двадцать с лишним лет после встречи с Данилой мог бы пройти этот человек, и что с ним случилось?

Наверное, логичнее представить Гофмана в реалиях тотального одиночества, отшельничества. Где-нибудь в глухой деревне на отшибе Финского залива или Ладоги, ведущего рыбный промысел или работающего Егерем в лесу, может быть, даже смотрителем маяка. «Город - злая сила». Именно так говорил Гофман Даниле, как бы противопоставляя город - сильной личности. «..Сильный приезжает, становится слабым..». За тот короткий период времени, что мы наблюдаем Гофмана на экране, можно понять, что он — отшельник. Отшельник, заблудившийся в большом городе, в суровое время 90-х, которое вынудило его «прибиться» к цивилизации. Сегодня Гофман уже глубокий старик, пережиток нескольких эпох, с покорёженной судьбой, при этом вобравший в себя всю мудрость прожитых лет, оставшись, при всём — человеком с чистой душой и неимоверной внутренней силой. И где бы он не находился, в склепе на кладбище (как в фильме), или на отшибе глухого хутора, он всегда будет питать окружающих своей положительной энергетикой.

Art: Сергей Загаровский
Автор: Алексей Подгорный
Комментарии  |  Поделиться
« 5 6 7